Общероссийское летописание 16-17в.в

С кон. 15в. летописание все более жестко контролируется государственной властью. Летописи 16в. становятся проводниками государственных политических концепций, послушными выразителями официальной идеологии. В летопись начинают проникать вымысел, политическая легенда, использованные летописцами для пропаганды идей, возвеличивающих Московскую Русь и ее правителей. Характерной чертой летописания этого периода является тяготение к созданию монументальных по объему сводов, насыщенных материалами нелетописного характера (делопроизводственная документация, литературные произведения).

Московский летописный свод конца 15в. послужил основой для развития последующего официального московского летописания. Одним из его важнейших этапов было создание в начале 40-х годов Воскресенской летописи, доведенной до 1541г. В описаниях битв, посольских приемов и других событий видно стремление прославить великокняжескую власть. Той же цели служили и включенные в Воскресенскую летопись статья по истории Византии, в которых проводилась идея о преемственности власти московских князей от византийских императоров.

Важнейшие идеи, заложенные в Воскресенской летописи, были продолжены и развиты в царствование Ивана 4. Ряд грандиозных сводов, составленных при нем, открывает «Летописец начала царства», охватывающий 1534-1556г.г. Он начинался вступлением на престол Ивана 4 и завершался развернутым описанием триумфа победы над Казанью.

Самым обширным общерусским сводом 16в. является Никоновская летопись. Первоначальная редакция Никоновской летописи, доводившая изложение до 1520г., была составлена в конце 20-х годов 16в. Затем работа над летописью продолжалась в 1550-1560г.г. При составлении Никоновской летописи было привлечено множество разнообразных источников. В основу свода были положены Новгородская 5 летопись, а также значительное число местных летописей, сказаний и повестей, большинство из которых в самостоятельном виде не дошли до нас.

Никоновская летопись имеет два основных списка: Оболенского и Патриарший. Можно считать, что список Оболенского в части до 1510г. является не только древнейшим списком, но и оригиналом Никоновской летописи, с которого скопирован Патриарший список. Остальные части списка Оболенского, сделанные в более позднее время, не повлияли на патриарший список, имевший свой собственный протограф.

События времени царствования Ивана Грозного нашли отражение не только в официальном летописании, но и в одном из летописцев частного происхождения, известном под названием Пискаревского (по фамилии его владельца в 19в.). Пискаревский летописец завершается описанием событий 1615г. В основе летописца лежат своеобразные воспоминания двух москвичей, ярко и непосредственно передающих события тех лет.

В 17в. официальное общегосударственное летописание прекращается. Правда продолжают создаваться исторические сочинения, сохраняющие название летописи или летописца и некоторые внешние формы летописного повествования, но, по существу, эти произведения далеки от летописей. Характерным примером таких летописей может служить «Новый летописец», посвященный событиям Смутного времени.

Летописная форма исторического повествования сохраняется в России 17в. в виде областного, местного летописания. Особенно интенсивно она развивается в Сибири. Возможно, что уже в конце 16в. одним из полковых казацких писарей было составлено «Написание, како придоша в Сибирь…».

На основе «Написания» Киприан составил первую официальную Сибирскую летопись. Этот свод Киприана выявляется как общий источник Есипоской, Кунгурской и Строгановской летописей. Сама же Киприановская летопись прославляла заслуги и героизм Ермака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: