Развитие летописания

Раздробленность сказалась на летописании. 13-15 вв. – новый период летописания. Летописание начинает развиваться в каждой земле. Тенденция к замене общерусского летописания местным. Связано с изменением позиции летописания, в центре события своей земли. Летописец отражает позиции своего политического центра, сосредотачивается на местных событиях. Развитие разных школ летописания приводит к обособлению книжных и литературных школ земель. Отличить по языку, стиль, а не только по содержанию. Рост богатства и разнообразия книжной традиции. Новый вид – княжеские летописцы, особый вид исторического повествования, описывающий политическую биографию отдельного князя, его военных походов, семейных событий и т.д. Говорит не о судьбах земли и народа. Это говорит, что эсхатологический замысел отступает на задний план. С начала 15 века происходит возрождение общерусского летописания, возрождается как летописание московское. Связано с объединительными тенденциями, с переносом митрополичьей кафедры в Москву. Свод 1408 г. – условно называется Троицким, по месту обнаружения. Идея связана с деятельностью митрополита Киприана, его власть распространялась на все русские земли, идея о создании свода – объединить своды всех земель. Начинается создание свода – завершен после смерти Киприана. Свод не очень популярен, спписок погиб при пожаре 1812 года, восстановили на основе выписок Карамзина, сличали с другими летописями. Немногочисленность списков свода 1408 г. – непопулярность. Почему не стал основным? Конфликт митрополита Киприана с князем Дмитрием Донским. Нашел отражение в своде, упреки в адрес Донского, поражение на р. Пьяне, именно в этом своде была версия – Дм. Донской не руководил Куликовской битвой (ранен и позже найден) – по мнению Тихомирова. Нельзя назвать общерусским!!!

Общерусским сводом считается свод 1448 г. Который уже содержит апологетическую позицию по отношению московских князей, показывает необходимость объединения вокруг Москвы. Вошла пространная редакция Куликовско…, Слово о Житии Дмитрия Ивановича Московского, История разных городов, включение сведений и рассуждений о вреде усобиц, братоненавидения. Впервые увидим переделку ранних летописных сводов для показа единства Руси. Появляется исторический персонаж Алеша Попович – герой битвы на Калке, вводит из фольклора, погиб. В летописи 1448 г. – упоминание об основателе Новгорода Гостомысле – первый новгородский старейшина – ранее не упоминался, свое автохтомное начало. Патриотический замысел начинает преобладать над эсхатологическим. Подчеркивается родовое право московских князей на с-в Русь, на всю северную Русь. Появляется важная идея – идея о перемещении столиц, ведется повествование о Киевской Руси, а затем говорится что столица и духовный центр перемещается во Владимир – легенда о Владимирской иконе Божьей матери (встречается в ранних сводах), а затем эта идея продолжает развиваться, центр перемещается в Москву (для современника это было неочевидно). Направлен на борьбу с претензиями великих литовских князей на русские земли. В общерусских сводах 15 века мы можем увидеть разные оценки Ивана Калиты. К концу 15 века общерусские своды подчищаются - Оправдание князей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: