Задания, для подготовки к лекции

1. Соотнесите авторов политико-правовых теорий и название их труда

Шан Ян «Артхашастра»

Каутилья «Три корзины»

Лао-цзы «Суждения и беседы»

Гаутама «Мо-цзы»

Конфуций «Книга правителя области Шан»

Мо-цзы «Книга о дао и дэ»

2. Расположите в хронологической последовательности (с указанием века) древневосточные учения: конфуцианство, даосизм, брахманизм, буддизм, моизм, легизм). Назовите их представителей и труды. Составьте опорный конспект по основным положениям каждой из данных теорий.

3. Политико-правовые учения Древнего Востока базировались на этико-политических доктринах. Используя цитаты и примеры воззрений конкретных мыслителей докажите данное утверждение.

4. «Законы Ману» особое внимание уделяют системе государственных наказаний: «Весь мир подчиняется (только) посредством Наказания…». Проанализируйте данный тезис. Какова роль наказаний в искусстве управления государством и регулировании социальных отношений?

5. Охарактеризуйте политические идеи, содержащиеся в «Артхашастре». Почему этот трактат именуется энциклопедией политического искусства? Какими качествами, согласно данному трактату, должен обладать правитель государства? Какие политические методы управления, по мнению Каутилья, являются наиболее эффективными?

6. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Ещё уже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает» («Дао дэ цзин»). Проанализируйте высказывание Лао-цзы. Какими методами и способами должно управляться государство? Когда правление является справедливым и эффективным? Существуют ли границы властных полномочий правителя?

7. По мнению Конфуция «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Раскройте смысл патриархальной концепции государства и аристократической системы управления? Как в его учение соотносятся социальный и государственный статус? Что означает принцип «исправления имен» (чжэ мин)? Сопоставьте воззрения Конфуция с более поздними представителями патриархальной теории.

8. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправиться» (Лунь юй»). Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях? Почему Конфуций выступал противником позитивного закона? Какова значимость данного учения в современных политических системах?

9. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Лунь юй»). В чем смысл этической концепции права по Конфуцию? Почему он выступал противником смертной казни?

10. «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки» («Шань цзюнь шу»). Какие методы управления по мнению Шан Яна являются наиболее эффективными? Какие существуют «восемь паразитов», которые могут угрожать управлению страной?

11. «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако, действия их порождают беспорядок. Поэтому, там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки» («Шань цзюнь шу»). Проанализируйте данное высказывание Шан Яна. Почему он выступал за ужесточение уголовных наказаний? Сопоставьте его концепцию с современными взглядами на уголовные наказания.

Раздел 3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы

Тема 2. Политические и правовые взгляды

Л.И. Петражицкого – 2 часа

1. Научная и общественная деятельность Л.И. Петражицкого. Место психологической теории среди основных направлений понимания права на рубеже XIX-XX веков. Общая характеристика мировоззрения.

2. Классификация психических переживаний по Петражицкому: односторонне-пассивные, односторонне-активные и двусторонние (эмоции).

3. Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивно-атрибутивные). Правовая эмоция как норма права.

4. Правовой плюрализм Л.И. Петражицкого. Автономное (интуитивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономного (позитивного) права.

5. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории естественного права. Его программа преобразований (политика права).

6. Соотношение теории Петражицкого со школой психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: