double arrow

Задания для подготовки к практическому занятию


1. Представитель российского либерализма XIX века Б.Н. Чичерин выделял три периода в развитии древнегреческой политико-правовой мысли: космологический (универсализм), софистический (реализм), метафизический (рационализм). Соотнесите данную классификацию с современными. Дайте характеристику особенностям политических и правовых воззрений каждого из периодов.

2. «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший» (Гераклит). Какую модель государства Гераклит называл идеальной? Почему он выступал с критикой демократии (сопоставьте с взглядами Платона, Аристотеля)?

3. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства? Как появляется разделение труда в идеальном государстве?

Соотнесите данный подход с современными теориями образования государств.

4. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - …до тех пор государствам не избавиться от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновывал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления? Актуальна и данная точка зрения в современных обществах?




5. В труде «Государство» Платон выделяет четыре вида извращенного государственного устройства: критско-лакедемонское государство (тимократия), олигархия, демократия, тирания. На основание каких критериев Платон отнес их к худшим моделям государства? Проанализируйте данные формы государства.

Проведите соотношение с современными моделями олигархий, демократий.

6. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь» (Платон, «Государство»). Проанализируйте данные характеристики демократического устройства. Почему Платон считал их не благами, а недостатками этой государственной модели?

7. «В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если мира ты не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову» (Платон, «Государство»). В чем, по мнению Платона, состоит опасность безграничной свободы в демократическом обществе? Почему наибольших почетов и ценностей получают люди «лишь обнаружив свое расположение к толпе»? Как Платон обосновывает эволюцию чрезмерной свободы в чрезмерное рабство?



8. «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех…» (Аристотель, «Политика»). Раскройте его теорию естественного происхождения государства. Почему он считал государство – высшей формой общения людей? Из каких социальных элементов состоит государство?

9. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем строе – сильнее обеих крайностей…» (Аристотель, «Политика»). Какой социальный порядок Аристотель считал идеальным? Почему он выступал противником крайней бедности и крайнего богатства? Что он вкладывал в понятие «управление наилучших»? Можно ли его считать родоначальником теории «среднего класса»?



10. В учениях древнегреческих мыслителей представлены несколько классификаций форм правлений. Проведите их сравнительный анализ. По каким критериям они делили их на справедливые и несправедливые, правильные и неправильные? Какие закономерности они выделяли в смене моделей государств? Кто разработал теорию циклического развития форм правлений? Имеют ли данные классификации значение в современных политических системах?

11. Раскройте сущность следующих высказываний древнегреческих мыслителей

«Несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм»

«Право служит критерием справедливости»

«Всё течет, всё изменяется»

«Мера всех вещей человек»

«Философы должны царствовать, а цари философствовать»

«Справедливость, утверждаю я. это то, что пригодно сильнейшему»

«Цари и правители не те, которые носят скипетры,…но те, которые умеют править»

«Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»

«Ведь из всех наук более всего совершенствует человека…наука о законах»

Тема 2.Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Н. Макиавелли. Т.Мор – 2 часа

I.Общая характеристика гуманизма как светского мировоззрения эпохи Возрождения и Реформации. Н. Макиавелли и Т. Мор как представители гуманизма. Отношение к религии. Сочинения Н. Макиавелли и Т. Мора.

II.Никколо Макиавелли.

1. Природа человека, интересы индивидов и социальных групп как основа для рассуждений о государстве, политике и праве.

2. Возникновение государства. Понятия «государство» и «республика» у Макиавелли. Формы правления.

3. Соотношение политики и морали.

4. Полемика вокруг наследия Н. Макиавелли. Оценка его учения.

III.Томас Мор.

1. Критика государственного и социального строя современной Мору Европы.

2. Социально-экономический и политический строй утопийцев. Форма правления. Соотношение личных и общественных интересов. Положение личности.

3. Сравнение политических проектов Платона и Мора.







Сейчас читают про: