Вступительное слово

Последние несколько десятилетий мусульмане пытаются восстановить свою жизнь в соответствии с исламскими принципами. Они отчётливо осознают, что политическое и экономическое доминирование Запада в течении последних нескольких веков значительно отдалило их от следованию Божественному Руководству, в особенности в социально-экономической сфере. Таким образом, после получения политической независимости, общественные массы борятся за возрождение своей исламской идентичности для организации своей общественной жизни в соответствии с исламским учением.

В экономической сфере это было огромным вызовом для мусульман реформировать свои финансовые институты для приведения их в соответствие с принципами Шариата. В окружении где вся финансовая система основана на ростовщичестве, стояла сложнейшая задача построения финансовых институтов свободных от ссудного процента.

Люди плохо знакомые с принципами Шариата и его философией экономики подчас предполагают что устранение ссудного процента из банков и финансовых институтов сделает их благотворительными организациями, которые будут оказывать финансовые услуги не предполагая получения прибыли.

Очевидно, что это абсолютно неправильное предположение. В соответствии с Шариатом, беспроцентные займы подразумевают начала взаимопомощи и благотворительности, и как правило не используются в коммерческих операциях, за исключением очень ограниченных пределов. В отношении коммерческого финансирования исламский Шариат имеет иную модель. Принцип заключается в том, что в случае когда одно лицо предоставляет деньги другому, необходимо однозначно определиться делается это исключительно с целью помощи, или же это делается с целью получить прибыль. Если целью является помощь заёмщику, то необходимо отказаться от каких бы то ни было претензий на дополнительное вознаграждение. Возврат основной суммы будет гарантирован и обеспечен, однако возврат сверх этого не будет являться легитимным. Однако если деньги предоставляются с целью разделения получаемых прибылей, то после действительного получения прибыли допустимо претендовать на оговоренную долю от неё, однако помимо этого необходимо будет разделять и убытки, если таковые наступят.

Таким образом является очевидным, что устранение ссудного процента из финансовой активности необязательно означает что финансист не может получать прибыли. Если финансирование осуществляется для коммерческих целей, то оно может быть основано на концепции разделения прибылей и убытков, для чего были разработаны мушарака и мудараба, что было сделано ещё с момента возникновения исламского коммерческого права.

Однако существуют определённые сферы финансирования, в рамках которых модели мушарака и мудараба по тем или иным причинам не практичны или же не применимы. Для подобных сфер современные учёные предложили некоторые другие инструменты которые могут использоваться для целей финансирования, такие как мурабаха, иджара, салам и истисна.

За последние два десятилетия эти модели получили широкое применение среди исламских банков и финансовых институтов. Однако все эти инструменты не являются субститутом ссудного процента в строгом смысле, и было бы неправильным предполагать что их можно использовать в точно такой же манере, как используется ростовщичество. Они имеют собственный набор принципов, философию и условия без которых с точки зрения Шариата не дозволенно их использование в качестве моделей финансирования. По этой причине игнорирование их основной концепции или же значимых деталей может привести к тому, что исламское финансирование будет спутано с традиционной финансовой системой основанной на ссудном проценте.

Данная книга представляет из себя переработанную подборку различных моих статей, которые были посвящены донесению основной информации относительно принципов и правил исламских финансов, в особенности в отношении моделей финансирования используемых исламскими банками и исламскими финансовыми институтами. Я попытался дать разъяснение концепции лежащей в основе этих инструментов, обязательные требования для их действительности с точки зрения Шариата и подходящие методы для их применения. Я так же рассмотрел проблемы связанные с практической реализацией этих инструментов и их возможные решения в свете Шариата.

Находясь в роли председателя/члена шариатских надзорных советов множества исламских банков в различных частях света, я обратил внимание на множество недостатков в их операциях, в основном имеющих причину в недостатке ясного понимания значимых правил и принципов Шариата. Этот опыт подчеркнул необходимость в подобной книге в которой я постарался рассмотреть значимые темы в доступном стиле, который был бы понятен для общей публики, которая не имеет возможностей для глубокого изучения исламских финансовых принципов.

Я надеюсь, что это скромное усилие поможет в понимании основных принципов исламских финансов и основных отличительных моментов между традиционным и исламским банкингом. Пусть же Всевышний Аллах примет это скромное усилие, почтит его своим довольством и сделает его полезным для читателей.

Мухаммад Таки Усмани

Карачи

04.03.1419 по хиджре

29.06.1998 по григорианскому летоисчеслению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: