Текущая практика исламских банков

Иногда в качестве критики исламской финансовой системы утверждается, что исламские банки и финансовые институты, работая в течении уже трех десятилетий, не внесли значительного изменения не только в экономическую систему, но даже и в сферу финансирования. Критики указывают на то, что хвастливые заявления о создании системы по принципу всеобщей справедливости под знаменем исламского банкинга явно преувеличены.

Эта критика не объективна с той точки зрения, что она не принимает во внимание тот факт, что в сравнении с традиционным банкингом количество исламских банков и финансовых институтов ничтожно мало, и поэтому они не могли повлиять на изменение экономики за столь короткий период.

Во-вторых, эти учреждения еще находятся на ранней стадии развития. Им приходится работать под большим количеством ограничений, поэтому некоторые из них не во всех операциях были в состоянии выполнять все требования Шариата, и далеко не любая и каждая сделка, осуществляемая ими, является соответствующей Шариату.

В-третьих, исламские банки и финансовые институты как правило не поддерживаются со стороны правительства, законодательства, системы налогообложения и центрального банка соответствующих стран. Учитывая эти обстоятельства, на основе неизбежной необходимости им были предоставлены определенные уступки, которые не имеют основы в подлинных и идеальных принципах Шариата.

Ислам, будучи всеобъемлющем образом жизни, имеет две основные категории правил; первая категория правил основана на идеальных целях исламского права и применяется при нормальных обстоятельствах, вторая же категория правил предполагает некоторые послабления, которые дозволяются лишь в исключительных случаях. Настоящий исламский порядок основывается на первой категории правил, в то время как вторая категория является исключением и может применяться лишь в случае крайней необходимости, однако она не отражает картины настоящего исламского порядка.

Существуя в условиях ограничений, исламские банки в основном действуют в рамках второй категории правил, поэтому их работа не может внести видимого изменения даже в ограниченный круг их деятельности. Однако, если вся система финансирования будет основана на идеальных исламских принципах, то она безусловно окажет значительное влияние на экономику.

Нужно отметить, что настоящая книга, будучи путеводителем для современных финансовых учреждений, имеет дело с обоими типами исламских правил. В начале, будут разобраны идеальные исламские принципы финансирования, а затем мы рассмотрим наиболее допустимые послабления которые могут использоваться на переходном этапе, в условиях когда исламские учреждения работают под давлением существующей правовой и финансовой системы. В Шариате есть определенные правила, касающиеся подобных послаблений, основная цель которых состоит в том, чтобы избежать однозначно запрещённого используя менее предпочтительные направления деятельности. Возможно это не будет напрямую служить цели установления подлинного исламского порядка, однако это может помочь избежать совершения большого греха и спастись от непослушания, что, само по себе, является заветной целью мусульманина, хотя бы на уровне отдельной личности. Кроме этого, это может помочь обществу постепенно прийти к идеалу установления полноценного исламского порядка. Эта книга должна быть изучена в свете именно этой схемы исламского Шариата.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: