| Показатели для сравнения | Характеристика традиционной методической системы | Характеристика современной методической системы |
| Системообразующие факторы: цели и результаты | Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений педагогов | Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионально-личностного саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий), созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы |
| Социально-педагогические условия функционирования: | Социальные, географические, месторасположение школы (городская или сельская) | Культурные, национальные, экономические, социальные, географические, особенности социально-демографического состава учащихся |
| а) общие | Воспитательные возможности микрорайона | Материально-организационные ресурсы школы, особенности социума |
| б) специфичные | Особенности традиционной методической системы | Особенности современной методической системы |
| в) временные | Особенности традиционной методической системы | Особенности современной методической системы |
| Структурные компоненты | Вертикальная организационная структура | Горизонтальная (линейная или циклическая) структура |
| .Система управления: а) управляющая система | Объект управления | Уровневая модель методического процесса Равноправный, активный субъект в структуре со- и самоуправления. |
| б) управляемая система (педагогический коллектив) | Объект управления | Представлена временными творческими коллективами, творческими микрогруппами, научно-методическими объединениями и другими творческими подразделениями. |
| Содержание (приоритетные направления) методической деятельности | Традиционные направления: дидактическое, частнометодическое, воспитательное | Приоритет технологического, психологического направлений на базе традиционных: дидактического, частнометодического и воспитательного |
| Средства | Информационные, методические | Применение комплекса современных, в том числе технических средств |
| Формы | Однообразие организационных форм. Преобладание фронтальных форм. Неоптимальность, т. е. несоответствие форм содержанию, этапу методической работы | Многообразие форм, в том числе интерактивных. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и фронтальных форм методической работы. Высокий уровень технологичности |
| Методы | Доминирование методов контроля, принуждения; диагностики, развития и коррекции | Преобладание методов самоконтроля, стимулирования; убеждения; самодиагностики, саморазвития и самокоррекции |
| Функциональные компоненты | Базовые компоненты: планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование | Наряду с базовыми компонентами – новые функции: педагогический анализ, целеполагание, прогнозирование, проектирование, программирование, стимулирование и др. |
| Цель | Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков | Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых программ и технологий), созданию индивидуальной педагогической – методической, воспитательной, дидактической – системы |
| Содержание (приоритетные направления в методической работе) | 1. Дидактическое (вопросы обучения) 2. Воспитательное (проблемы воспитания) 3. Частно-методическое (вопросы методики обучения и воспитания) 4. Физиологическое | 1. Технологическое (рассмотрение традиционных и инновационных педагогических технологий) 2. Психологическое (изучение актуальных психологических концепций) 3. Культурологическое (формирование методологической, психологической, технологической, методической культуры педагога) |
| Особенности организации деятельности | 1. Однообразие организационных форм 2. Преобладание фронтальных форм Неоптимальность, т. е. несоответствие форм содержанию, этапу методической работы, уровню развития педколлектива и т. Д | 1. Использование вариативных, активных - диалогичных, игровых и др. форм. 2. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм 3. Высокий уровень технологичности |
| Уровни организации методической работы | 1. Репродуктивный (традиционная методическая работа) 2. Частично-поисковый (опытная методическая работа) | 1. Частично-поисковый (опытная методическая работа) 2. Творческий (опытно-экспериментальная; научно-методическая работа) 3. Исследовательский (научно-исследовательская методическая работа) |
| Условия эффективности: 1. Объективные | Материально-техническая база | 1. Научно-методическое обеспечение 2. Социально-психологический климат в коллективе 3. Создание условий для профессионального роста педагогов 4. Управленческое мастерство руководителей |
| 2. Субъективные | Функциональные свойства педагога - знания, умения, навыки, способствующие лучшему выполнению функциональных обязанностей | Личностные свойства педагога, его познавательно гуманистическая направленность, профессиональная позиция |
| Функции | Регулятивно-коррекционная (функция «скорой помощи» как последствие контроля) | 1. Информационно-аналитическая (о ППО, об инновациях и др.) 2. Мотивационно-целевая 3. Планово-прогностическая 4. Организационно-исполнительская 5. Контрольно-оценочная (важнейшим показателем эффективности деятельности педагогов являются результаты УВП) 6. Регулятивно-коррекционная |
| Показатели эффективности | Педагогическое мастерство, т. е. знания и умения педагога на высоком уровне | Уровни профессионального саморазвития педагога (педагогическая техника, педагогическое мастерство, творческая деятельность, создание индивидуального стиля, авторских программ и технологий, готовность к инновациям, к созданию индивидуальной педагогической системы) |






