Умственная самостоятельность определяется как способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации.
Чтобы сформировать умственную самостоятельность у учащихся, педагогу необходимо самому владеть соответствующими умениями. В связи с этим умственную самостоятельность правомерно рассматривать как способность педагога к отражению и прогнозированию собственной деятельности своих воспитанников.
1. Определение гипотезы (предполагаемого поиска) на пути формирования умственной самостоятельности учащихся:
Сформированная умственная самостоятельность учащихся обнаруживается в умениях:
1) строить логически законченный рассказ по заданию педагогов с обоснованием собственного отношения к изложенным фактам;
2) формулировать вопросы к учебному материалу в связи с осмыслением его на уроках или в процессе работы над различными источниками;
|
|
3) привлекать и использовать первоисточники;
4) решать определенные познавательные задачи в процессе изготовления наглядных пособий, в условиях которых содержатся логические операции;
5) формулировать и решать познавательные задачи в условиях преднамеренно созданной педагогом учебной ситуации;
6) самостоятельно ориентироваться в новой ситуации;
7) без посторонней помощи находить убедительные обоснования явлений, решать различной сложности задачи, видеть и обосновывать противоречия;
8) проявлять желание в поиске способов решения, обоснования сложных учебных задач и заданий;
9) высказывать и обосновывать собственную точку зрения по характеризуемым явлениям, событиям, процессам;
10) проводить элементарные исследования в процессе решения поисковых задач.
2. Критерии для проверки степени сформированности умственной самостоятельности учащихся (постоянно совершенствуемые умения):
Степень сформированности умственной самостоятельности предполагает следующие умения:
1) расчленять материал (источник добывания знаний) на логически целостные части;
2) составлять план;
3) переходить от одной составной части к другой;
4) аргументированно сопоставлять явления по существенным признакам; выделять главные признаки и особенности явлений, процессов и т. п.
5) делать выводы и заключения;
6) переносить приобретенные знания в новые условия.
3. Ведущие признаки умственной самостоятельности учащихся:
1. Осознание важности проблемы;
2. Умение выдвигать и формулировать гипотезу;
3. Умение самостоятельно разрабатывать план поиска;
|
|
4. Умение соотносить результаты исследования с изучаемыми явлениями, проверять их достоверность;
5. Умение применять полученные знания в жизни, в новом, более сложном поиске (экстраполировать);
4. Шкалы, нацеливающие педагогов на формирование умственной самостоятельности учащихся:
Шкала 1. Ориентирует на формирование у учащихся интеллектуальных умений.
1. При помощи вопроса побуждает к осмыслению изучаемой информации.
2. Развивает умение выделять в информации главное, составлять план.
3. Обучает логически законченному рассказу.
4. Побуждает к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явлений, свойств, признаков.
5. Учит, каким должен быть порядок самостоятельной работы над новым текстом (информацией, задачей):
а) предлагая вопрос учащимся, выясняет, как выполняется познавательная задача;
б) подводит итоги изучения новой темы, осмысления новой информации (в том числе привлекая к этому самих учащихся с учетом сформированности у них умственной самостоятельности).
6. Подводит к видению (осознанию, осмыслению) противоречий.
7. Сообщает материал, привлекая учащихся к участию в поиске обоснований.
8. Сообщает часть материала, побуждая учащихся к осмыслению того, что не изложено, но предполагается.
9. Учит овладению методами анализа ответов одноклассников.
10. Нацеливает на постановку вопроса по существу изложенного в ответе соученика.
11. Обучает приемам самостоятельного составления схем, таблиц, гистограмм.
12. Ориентирует на самостоятельную работу.
13. Организует обсуждение выполненных работ (в том числе и коллективное, предварительно определив лидеров).
Примечание. Разумеется, степень сложности характеризуемых ориентиров обусловливается возрастом учащихся, их подготовленностью и возможностями.
Шкала 2. (упрощенный вариант). Ориентирует на привлечение дополнительных источников (во взаимодействии «педагог – учащийся»).
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Выдвигает познавательную задачу с указанием дополнительного к изучаемому источнику материала | Устанавливают связи между изученным и дополнительным источниками, сопоставляют, обосновывают |
2. Ориентирует на конкретный объект познания с привлечением дополнительного материала, известного учащимся | Ищут способы привлечения дополнительного материала для раскрытия сущности конкретного объекта познания |
3. Ориентирует на объект познания, известный учащихся, без раскрытия путей и способов решения задачи | Самостоятельно ищут способы решения задачи, делают выводы с учетом использованной дополнительной информации (источников) |
4. Ориентирует на объект познания, неизвестный ранее учащимся | Самостоятельно овладевают новым материалом с привлечением дополнительного (по заданию); разрабатывают способы его применения в новых условиях |
5. Организует обсуждение результатов с акцентом на сформированные умения в условиях привлечения дополнительных источников познания | Участвуют в коллективном обсуждении, характеризуют способы выделения существенных признаков в изученном материале, вычленяют и классифицируют сформированные умения по установлению связей между различными источниками знаний |
6. Ориентирует на самостоятельную работу | Индивидуально выполняют, но коллективно (либо по группам) обсуждают способы достижения цели |
Шкала 3 (усложненный вариант для более сильных учащихся).
Ориентирует на формирование умений учащихся привлекать дополнительные (к основным) источники знаний (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Определяет степень подготовленности учащихся решать познавательные задачи | Активно ищут пути решения, коллективно обсуждают способы привлечения дополнительных источников |
2. Создает проблемную ситуацию | Включаются в поиск путей решения задачи; осмысливают приемы самостоятельной работы |
3. Выдвигает познавательную задачу с указанием цели и источников познания (в задаче наличествуют признаки сравнения) | Самостоятельно обосновывают цель и способы решения задачи |
4. Выдвигает познавательную задачу с указанием цели и источников познания (в задаче отсутствуют признаки сравнения) | Обосновывают цель и способы решения задачи на основе самостоятельного определения признаков сравнения |
5. Выдвигает познавательную задачу, направленную на поиск путей ее решения | Самостоятельно ищут пути решения познавательной задачи, делают выводы |
6. Ориентирует на выдвижение познавательной задачи | Выдвигают познавательную задачу, обосновывают способы ее исследования |
7. Определяет объект познания, основанный на различных источниках знаний | Самостоятельно ищут способы исследования, устанавливают связи между различными источниками знаний на пути достижения цели |
Шкала 4. Ориентирует на обучение учащихся умениям изготовлять и привлекать наглядные пособия к занятиям, выражать знания в схемах, кодировать (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).
|
|
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Соответствующими вопросами нацеливает на осмысление и порядок анализа (использования) наглядного пособия | Проникают в структуру, анализируют наглядное пособие |
2. Побуждает к формулированию собственных вопросов по существу изображаемого | Воспроизводят, осмысливают, упражняются в формулировании вопросов |
3. Выдвигает познавательную задачу к готовому (в виде схемы) наглядному пособию | Анализируют, соотносят выраженное схемой с конкретным содержанием источника знаний |
4. Побуждает к воспроизведению информации (в виде схем) | Индивидуально анализируют, выделяют существенное, изображают в виде схем или кодируют в символах; коллективно сравнивают результаты |
5. Побуждает к конструктивному воспроизведению и схематическому изображению предварительно осмысленного знания | Выделяют главное, группируют по существенным признакам, выражают в виде схем, гистограмм, опорных слов |
6. Побуждает к изображению предварительного непроиллюстрированного образца, но по указанной тематике | Самостоятельно выполняют, сопоставляют образцы, определяют степень эффективности выполнения |
7. Выдвигает познавательную задачу, закодированную в поддержании наглядного пособия | Коллективно (или по группам) осмысливают, обосновывают, графически изображают |
8. Выдвигает познавательную задачу, нацеливающую на самостоятельное выполнение логического упражнения средствами графической записи | Самостоятельно осмысливают, анализируют, составляют схемы |
9. Создает проблемную ситуацию, решение которой обусловлено использованием наглядных пособий | Самостоятельно осмысливают процесс выполнения, изображают в виде схемы; участвуют в коллективном обсуждении с целью выявления степени эффективности полученных результатов |
Примечание. Сформированные умения учащихся в этой связи позволяют им аргументированно анализировать и применять наглядные пособия (знать порядок анализа, видеть интегративные связи между основной информацией и наглядным пособием), выражать знания в схемах (в том числе вслед за объяснением материала педагогом), кодировать информацию в символах, опорах и т. п.
|
|
Шкала 5. Ориентирует на формирование умений учащихся строить логически законченное сообщение (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Знакомит с порядком логического выражения знаний | Подбирают вступление к изученной информации, излагают (обосновывают) материал в должной последовательности, делают выводы |
2. Нацеливает через сопоставление абстрактного с конкретным к логически законченному обоснованию в форме вы- ступления (способы решения раскрываются только в нужных случаях) | Самостоятельно осмысливают, воспроизводят ранее изученное, сопоставляют, привлекают, ищут способы решения |
3. Побуждает через сопоставление абстрактного, известного ранее, с абстрактным в конкретных случаях | Работают самостоятельно, осмысливают приемы решения, сопоставляют, излагают, критически перерабатывают, обобщают |
4. Осуществляет контроль за самостоятельным овладением материала | Самостоятельно изучают новую тему по учебнику с привлечением дополнительного материала, излагают способы решения и выводы |
5. Организуют проверку итогов работы (в том числе и сформированных умений) | Участвуют в коллективном осмыслении результатов, демонстрируют сформированные умения, овладевают новыми умениями в связи с использованием опыта соучеников |
Шкала 6. Ориентирует на решение задач с элементами постепенного усложнения (во взаимодействии «педагог – учащийся»).
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Сообщает конкретный материал | Воспроизводят |
2. Сообщает материал, активизируя вопросами собственный процесс изложения (обеспечивает мысленный диалог) | Воспроизводят, подражая педагогу |
3. Сообщает материал, попутно выдвигает задачи, требующие обоснования | Осмысливают информацию, предлагают способы решения |
4. Выдвигает конкретные задачи, не указывая способов их решения | Самостоятельно определяют способы решения, сопоставляют в процессе коллективного обсуждения |
5. Определяет тему задания | Индивидуально ищут способы решения; сопоставляют эффективность способов собственного выполнения со способами других учеников |
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАЧАЛАМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Обучение школьников началам научного исследования включает поэтапное, в соответствии с возрастными особенностями, целенаправленное формирование:
I. Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
II. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
III. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
IV. Специальных исследовательских умений и навыков.