И диагностику умственной самостоятельности учащихся

Умственная самостоятельность определяется как способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации.

Чтобы сформировать умственную самостоятельность у учащихся, педагогу необходимо самому владеть соответствующими умениями. В связи с этим умственную самостоятельность правомерно рассматривать как способность педагога к отражению и прогнозированию собственной деятельности своих воспитанников.

1. Определение гипотезы (предполагаемого поиска) на пути формирования умственной самостоятельности учащихся:

Сформированная умственная самостоятельность учащихся обнаруживается в умениях:

1) строить логически законченный рассказ по заданию педагогов с обоснованием собственного отношения к изложенным фактам;

2) формулировать вопросы к учебному материалу в связи с осмыслением его на уроках или в процессе работы над различными источниками;

3) привлекать и использовать первоисточники;

4) решать определенные познавательные задачи в процессе изготовления наглядных пособий, в условиях которых содержатся логические операции;

5) формулировать и решать познавательные задачи в условиях преднамеренно созданной педагогом учебной ситуации;

6) самостоятельно ориентироваться в новой ситуации;

7) без посторонней помощи находить убедительные обоснования явлений, решать различной сложности задачи, видеть и обосновывать противоречия;

8) проявлять желание в поиске способов решения, обоснования сложных учебных задач и заданий;

9) высказывать и обосновывать собственную точку зрения по характеризуемым явлениям, событиям, процессам;

10) проводить элементарные исследования в процессе решения поисковых задач.

2. Критерии для проверки степени сформированности умственной самостоятельности учащихся (постоянно совершенствуемые умения):

Степень сформированности умственной самостоятельности предполагает следующие умения:

1) расчленять материал (источник добывания знаний) на логически целостные части;

2) составлять план;

3) переходить от одной составной части к другой;

4) аргументированно сопоставлять явления по существенным признакам; выделять главные признаки и особенности явлений, процессов и т. п.

5) делать выводы и заключения;

6) переносить приобретенные знания в новые условия.

3. Ведущие признаки умственной самостоятельности учащихся:

1. Осознание важности проблемы;

2. Умение выдвигать и формулировать гипотезу;

3. Умение самостоятельно разрабатывать план поиска;

4. Умение соотносить результаты исследования с изучаемыми явлениями, проверять их достоверность;

5. Умение применять полученные знания в жизни, в новом, более сложном поиске (экстраполировать);

4. Шкалы, нацеливающие педагогов на формирование умственной самостоятельности учащихся:

Шкала 1. Ориентирует на формирование у учащихся интеллектуальных умений.

1. При помощи вопроса побуждает к осмыслению изучаемой информации.

2. Развивает умение выделять в информации главное, составлять план.

3. Обучает логически законченному рассказу.

4. Побуждает к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явлений, свойств, признаков.

5. Учит, каким должен быть порядок самостоятельной работы над новым текстом (информацией, задачей):

а) предлагая вопрос учащимся, выясняет, как выполняется познавательная задача;

б) подводит итоги изучения новой темы, осмысления новой информации (в том числе привлекая к этому самих учащихся с учетом сформированности у них умственной самостоятельности).

6. Подводит к видению (осознанию, осмыслению) противоречий.

7. Сообщает материал, привлекая учащихся к участию в поиске обоснований.

8. Сообщает часть материала, побуждая учащихся к осмыслению того, что не изложено, но предполагается.

9. Учит овладению методами анализа ответов одноклассников.

10. Нацеливает на постановку вопроса по существу изложенного в ответе соученика.

11. Обучает приемам самостоятельного составления схем, таблиц, гистограмм.

12. Ориентирует на самостоятельную работу.

13. Организует обсуждение выполненных работ (в том числе и коллективное, предварительно определив лидеров).

Примечание. Разумеется, степень сложности характеризуемых ориентиров обусловливается возрастом учащихся, их подготовленностью и возможностями.

Шкала 2. (упрощенный вариант). Ориентирует на привлечение дополнительных источников (во взаимодействии «педагог – учащийся»).

Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Выдвигает познавательную задачу с указанием дополнительного к изучаемому источнику материала Устанавливают связи между изученным и дополнительным источниками, сопоставляют, обосновывают
2. Ориентирует на конкретный объект познания с привлечением дополнительного материала, известного учащимся Ищут способы привлечения дополнительного материала для раскрытия сущности конкретного объекта познания
3. Ориентирует на объект познания, известный учащихся, без раскрытия путей и способов решения задачи Самостоятельно ищут способы решения задачи, делают выводы с учетом использованной дополнительной информации (источников)
4. Ориентирует на объект познания, неизвестный ранее учащимся Самостоятельно овладевают новым материалом с привлечением дополнительного (по заданию); разрабатывают способы его применения в новых условиях
5. Организует обсуждение результатов с акцентом на сформированные умения в условиях привлечения дополнительных источников познания Участвуют в коллективном обсуждении, характеризуют способы выделения существенных признаков в изученном материале, вычленяют и классифицируют сформированные умения по установлению связей между различными источниками знаний
6. Ориентирует на самостоятельную работу Индивидуально выполняют, но коллективно (либо по группам) обсуждают способы достижения цели

Шкала 3 (усложненный вариант для более сильных учащихся).

Ориентирует на формирование умений учащихся привлекать дополнительные (к основным) источники знаний (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).

Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Определяет степень подготовленности учащихся решать познавательные задачи Активно ищут пути решения, коллективно обсуждают способы привлечения дополнительных источников
2. Создает проблемную ситуацию Включаются в поиск путей решения задачи; осмысливают приемы самостоятельной работы
3. Выдвигает познавательную задачу с указанием цели и источников познания (в задаче наличествуют признаки сравнения) Самостоятельно обосновывают цель и способы решения задачи
4. Выдвигает познавательную задачу с указанием цели и источников познания (в задаче отсутствуют признаки сравнения) Обосновывают цель и способы решения задачи на основе самостоятельного определения признаков сравнения
5. Выдвигает познавательную задачу, направленную на поиск путей ее решения Самостоятельно ищут пути решения познавательной задачи, делают выводы
6. Ориентирует на выдвижение познавательной задачи Выдвигают познавательную задачу, обосновывают способы ее исследования
7. Определяет объект познания, основанный на различных источниках знаний Самостоятельно ищут способы исследования, устанавливают связи между различными источниками знаний на пути достижения цели
   

Шкала 4. Ориентирует на обучение учащихся умениям изготовлять и привлекать наглядные пособия к занятиям, выражать знания в схемах, кодировать (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).

Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Соответствующими вопросами нацеливает на осмысление и порядок анализа (использования) наглядного пособия Проникают в структуру, анализируют наглядное пособие
2. Побуждает к формулированию собственных вопросов по существу изображаемого Воспроизводят, осмысливают, упражняются в формулировании вопросов
3. Выдвигает познавательную задачу к готовому (в виде схемы) наглядному пособию Анализируют, соотносят выраженное схемой с конкретным содержанием источника знаний
4. Побуждает к воспроизведению информации (в виде схем) Индивидуально анализируют, выделяют существенное, изображают в виде схем или кодируют в символах; коллективно сравнивают результаты
5. Побуждает к конструктивному воспроизведению и схематическому изображению предварительно осмысленного знания Выделяют главное, группируют по существенным признакам, выражают в виде схем, гистограмм, опорных слов
6. Побуждает к изображению предварительного непроиллюстрированного образца, но по указанной тематике Самостоятельно выполняют, сопоставляют образцы, определяют степень эффективности выполнения
7. Выдвигает познавательную задачу, закодированную в поддержании наглядного пособия Коллективно (или по группам) осмысливают, обосновывают, графически изображают
8. Выдвигает познавательную задачу, нацеливающую на самостоятельное выполнение логического упражнения средствами графической записи Самостоятельно осмысливают, анализируют, составляют схемы
9. Создает проблемную ситуацию, решение которой обусловлено использованием наглядных пособий Самостоятельно осмысливают процесс выполнения, изображают в виде схемы; участвуют в коллективном обсуждении с целью выявления степени эффективности полученных результатов

Примечание. Сформированные умения учащихся в этой связи позволяют им аргументированно анализировать и применять наглядные пособия (знать порядок анализа, видеть интегративные связи между основной информацией и наглядным пособием), выражать знания в схемах (в том числе вслед за объяснением материала педагогом), кодировать информацию в символах, опорах и т. п.

Шкала 5. Ориентирует на формирование умений учащихся строить логически законченное сообщение (во взаимодействии «педагог – учащиеся»).

Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Знакомит с порядком логического выражения знаний Подбирают вступление к изученной информации, излагают (обосновывают) материал в должной последовательности, делают выводы
2. Нацеливает через сопоставление абстрактного с конкретным к логически законченному обоснованию в форме вы- ступления (способы решения раскрываются только в нужных случаях) Самостоятельно осмысливают, воспроизводят ранее изученное, сопоставляют, привлекают, ищут способы решения
3. Побуждает через сопоставление абстрактного, известного ранее, с абстрактным в конкретных случаях Работают самостоятельно, осмысливают приемы решения, сопоставляют, излагают, критически перерабатывают, обобщают
4. Осуществляет контроль за самостоятельным овладением материала Самостоятельно изучают новую тему по учебнику с привлечением дополнительного материала, излагают способы решения и выводы
5. Организуют проверку итогов работы (в том числе и сформированных умений) Участвуют в коллективном осмыслении результатов, демонстрируют сформированные умения, овладевают новыми умениями в связи с использованием опыта соучеников

Шкала 6. Ориентирует на решение задач с элементами постепенного усложнения (во взаимодействии «педагог – учащийся»).

Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Сообщает конкретный материал Воспроизводят
2. Сообщает материал, активизируя вопросами собственный процесс изложения (обеспечивает мысленный диалог) Воспроизводят, подражая педагогу
3. Сообщает материал, попутно выдвигает задачи, требующие обоснования Осмысливают информацию, предлагают способы решения
4. Выдвигает конкретные задачи, не указывая способов их решения Самостоятельно определяют способы решения, сопоставляют в процессе коллективного обсуждения
5. Определяет тему задания Индивидуально ищут способы решения; сопоставляют эффективность способов собственного выполнения со способами других учеников
   

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАЧАЛАМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение школьников началам научного исследования включает поэтапное, в соответствии с возрастными особенностями, целенаправленное формирование:

I. Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

II. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

III. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

IV. Специальных исследовательских умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: