double arrow

Внутриполитическое положение Германии в начале кризиса. Парламентские выборы 1930 и политика правительства Брунинга

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. отразился на всех без исключения сферах жизни германского общества. Особенно мощное, даже трагическое воздействие он оказал на политическую систему Германии.

Приближение полной экономической и финансовой катастрофы не могло не вызвать обострения внутриполитического положения. Правительственный антикризисный курс захлебывался в волнах острее критики снизу. Коммунисты заявляли о общий кризис ветхого империализма и призвали к сбрасывания "обанкротившихся антинародного Веймарского режима». Нацисты бросали угрозы в адрес "недалеких политиканов" из традиционных буржуазных партий, которые сошлись с социал-демократами и сейчас последние парализуют своими лживыми теориями "организованного капитализма" и "хозяйственной демократии" эффективность бывшего железного экономического порядка Германии.

Внешняя политика вызвала еще большее раздражение радикальной оппозиции. И коммунисты, и национал-социалисты видели в замыслах Дауэса и Юнга только происки врагов Германии - классовых (мировой буржуазии для коммунистов) или расово-идеологических (еврейства и большевиков для нацистов).

Правительство Г. Мюллера оказался беспомощным в борьбе с кризисом и ушедшего в отставку. В марте 1930 г. был создан новый правительство под руководством Генриха Брунинга, председателя фракции Партии Центра в рейхстаге. Что это был за политик красноречиво показывают два его высказывания, сделанные соответственно к и после высокого предназначения: "Веймарская республика - маразм в политике" и что основным пунктом его политики было «сохранить его (Гинденбурга - замечание В.Ф.) как голову государства с целью сделать возможным до его кончины мирное восстановление монархии ".

Новые выборы были назначены 14 сентября 1930 А незадолго до того состоялась чрезвычайно важное событие - долгожданный вывод оккупационных войск из Рурской области. Он стал возможен после окончательного утверждения "плана Юнга". В расстановку политических сил в борьбе за приверженность немцев вмешивается новый фактор - почти парализовав Германию шовинистический угар. След его воздействия почувствовала на себе даже название избирательной программы КПГ: "Программная заявление о национальном (подчеркнуто автором - В.Ф.) и социальном освобождении немецкого народа". Содержание документа, правда, был более традиционный для коммунистов. Они, например, требовали 7-часового рабочего дня, когда в условиях кризиса в действительности работали по 10-14 часов.

Экономический кризис в сочетании с национальной эйфорией обусловили малачаканыя начале результаты выборов. Правительственные партии потерпели ощутимые потери. Уменьшилось и электоральная поддержка СДПГ. Зато радикалы завоевали небывалую популярность: КПГ набрала 4,6 млн. Голосов (+1,3 млн.), А НСДАП - аж 6,4 млн. (В 8 раз больше, чем в 1928 г.). При этом НСДАП действовала не только легальными парламентскими средствами, но и с помощью уличного террора. Только в 1930 году от рук нацистов погибли 77 рабочих, в 1931 - уже 114. Адекватного отпора со стороны властей нацистские молодчики не встречали. Никто и не стремился их остановить. Тем временем, как на дрожжах растут нацистские штурмовые отряды СА (нем. - Sturmabteilung).

Не надо думать, что правительству Г. Брунинга хватало средств, чтобы положить конец беззаконию и насилию. Ни веймарский кабинет не имел таких широких, практически неограниченных, полномочий. Это был первый прэзидыяльны кабинет - он опирался не на какую парламентское большинство, а исключительно на доверие президента. Основным его рычагом воздействия на страну являлись не приняты парламентом законы, а чрезвычайные декреты правительства. В 1930 г. их было выдано 5, в 1931 - 44, а в 1932 г. - уже 66. При этом законодательная деятельность рейхстаге - его основная функция - была уменьшена до смешного: за весь 1932 он принял только 5 законов.

Таким образом обуздать нацистов А. Гитлера в Г. Брунинга не было желания, а расширить политическую базу традиционных консервативных сил и наладить экономический механизм страны он был неспособен.

Жесткий антикризисная политика правительства предусматривала сокращение социальных программ, увеличение прямых и косвенных налогов, поддержку наиболее рентабельных предприятий и отраслей, проведение дефляционной политики, осуществлялось финансовое оздоровление банковской системы, под централизованный контроль были взяты цены и уровень зарплат. Так поступали во времена кризисов все правительства. Но кризис 1929-1933 гг. был экономической катастрофой нового порядка и лечить его старыми средствами было невозможно.

Кризисные явления в экономике и обществе нарастали и капитаны германской индустрии требовали более решительного отстаивания своих интересов. Мелкие подачки государства, например, молчаливый, неафишаваны начало восстановления своей военной производства обещал им взрослые, но уже недостаточные доходы. Германский бизнес начинает переносить ставку не на апатичны и нерешительны правительственные силы, а на динамические и воинственные национал-социалистические организации. "Безродный выскочка», как совсем недавно его характеризовали в политическом бомонде Германии, Адольф Гитлер был допущен в мир большого германского бизнеса, а его партия получила взрослых и щедрых спонсоров. Многие из них увидели в НСДАП перспективу - реальную силу и гарантию порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: