Государство в политической системе общества

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения. Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы.

Государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т.е. верховенством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др.

Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т.е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. Государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

35. Процессы глобали­зации приобретают всеохватывающий и необра­тимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть реше­ны отдельным государством в одиночку. Интеграционным процессам способствует и глобальная научно-техническая революция, со­здание общепланетарного информационного пространства, обмен культурными и социальны­ми достижениями. Процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия. Наиболее ощутимы они в сфере экономики. Нельзя не учитывать такие факторы, как не­достаточно эффективное управление экономи­кой во многих странах, неравномерное распреде­ление ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти.

Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интерна­ционализация, т.е. придание внутренним функци­ям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимо­связь внутренней и внешней политики государст­ва. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, за­дачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества.

В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обес­печение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.

Вызывает решительное возражение периоди­чески появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных про­блем «отступает и суверенитет отдельного госу­дарства». Утверждается также, что существует самостоятельная категория «международно-пра­вовой суверенитет. Думается, что подобные ут­верждения – одно из негативных проявлений гло­бализации.

Таким образом, между­народное сообщество не вправе переступать гра­ницы государственного суверенитета. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательства определенного рода, а это вытека­ет из суверенного права государства как члена международного сообщества.

Современные процессы глобализации сущест­венным образом отражаются на реализации эко­номической функции государства. Это обуслов­лено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, ут­верждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате эконо­мической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономи­кой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфе­ре экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымы­вают основу экономической функции государст­ва и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они вы­водят «из-под сферы влияния государства значи­тельный функциональный сектор». Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и даль­нейшее углубление международного разделения труда.

Следовательно, в условиях глобализации со­храняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирова­ние экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потре­бителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственно­сти, правовая защита собственника, стимулирова­ние государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в националь­ном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функ­ция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение соци­альных противоречий в обществе путем исполь­зования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни чело­века условий посредством гарантирования опре­деленного объема социальных благ за счет госу­дарства.

Глобализация и интернационализация миро­вых экономических процессов подвергли карди­нальному преобразованию рынок труда и отно­шения занятости. умень­шается численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы за­нятости, позволяя переходить от постоянной за­нятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д.

Представляется возможным выделить следу­ющие особенности в организации рынка труда и занятости под воздействием глобализации:

отсутствие гарантий стабильной занятости;

возрастание временной занятости и появление новых ее форм;

снижение влияния профсоюзов.

В качестве отрицательных последствий гло­бализации можно предположить возврат к прин­ципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и ста­бильный доход позволяют накопить определен­ные сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. На долю этих стран приходятся зна­чительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе появление «парникового эф­фекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к иг­норированию правил рационального природо­пользования, сохранения и освоения лесов, рас­тительного и животного мира. А это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздейст­вия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на продуктах пи­тания и, в конечном счете, на здоровье людей.

Ухудшение окружающей экологической об­становки во всех странах мира, рост экологичес­ких катастроф, аварийности на производстве из-за несоблюдения технологических режимов дик­туют необходимость объединения усилий всех го­сударств.

Именно в области экологии государства взаи­мозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. К числу функций государства, имеющих не только чисто внутренний, но и глобальный ас­пект, относится функция защиты и охраны прав и свобод личности. Права человека признаны всем международным сообществом в качестве обще­человеческой ценности.

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударст­венного общения.

Функция поддержания мирового порядка пред­полагает объединение усилий государств по разо­ружению, ликвидации ядерного оружия, запре­щению оружия массового уничтожения и т.д.

Одним из отрицательных последствий глоба­лизации стал генезис транснациональной пре­ступности с присущими ей качествами интегра­ции, специализации, появлением преступных со­обществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъ­юнктурой.

Участие международного сообщества необхо­димо и в регулировании межнациональных кон­фликтов, которые нередко сопровождаются на­рушением прав человека и, следовательно, требу­ют международного вмешательства.

Успехи в решении проблем глобализации дали основание отдельным ученым объявить устаревшим деление функций государства на внутренние и внешние, поскольку глобализация, по их мне­нию, стирает грани между внутренней и внешней политикой. В связи с этим было высказано сооб­ражение о введении единой классификации функ­ций, объявлении их общими для реализации как внутри страны, так и за ее пределами.

Предлагается выделять пять групп общих функций:

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) идеологическая,

5) экологическая

Думается, что несмотря на усиление взаимоза­висимости государств, приобретение внутренни­ми и внешними функциями государства междуна­родных аспектов, национальная политика и наци­ональные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях

В связи с тем, что в отечественной и зарубеж­ной литературе широко используются термины «глобализация» и «интеграция» возникает вопрос об их тождественности. Однако устанавливать прямое тождество между этими понятиями вряд ли целесообразно.

Глобализация предполагает всеохватываю­щий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Представляется, что глобализация имеет высокую степень и глу­бину взаимопроникновения норм, идей, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения.

Интеграция большого количества госу­дарств в единую экономическую систему, рост взаимозависимости всех стран мира и призна­ние человеческих ценностей в качестве глав­ных ориентиров в межгосударственных отно­шениях не дают основания для утверждения, будто на Земле установился мировой порядок, который характеризуется однополярностью (униполярностью).

Хотя процессы глобализации открыли воз­можности для сотрудничества государств в раз­личных сферах, однако нельзя отрицать сущест­вования взаимоисключающих интересов, неравномерностей и искажений, наличия множества барьеров на пути прогрессивного движения.

Социальные нормы – это определенные правила поведения людей в обществе.

Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников

социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как

правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и

их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения

субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих,

заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При

отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности

индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений, внесение в них

организующих начал.

Виды социальных норм:

1. обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины "обычаи", "нравы" и "традиции". Это близкие, но неравнозначные понятия.

2. Религиозные нормы - разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру.

3. Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в общественном объединении,

общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:
1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;
3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

4. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между

политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти.

Они:

а) закрепляются в политических документах - декларациях, программных документах партий и

политических движений и т.д.;

б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические

цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере.

Действенность политических норм зависит от уровня политического сознания и политической

культуры участников политических процессов.

5. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается.
Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо - хорошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль - универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей.

6. К социальным относятся также нормы международного права, которые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

37. Юридические факты: понятие и классификация.
Юридические факты
– это определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
*содержатся в гипотезах правовых норм, влекут за собой юридические последствия.
Классификация 1) По волевому признаку:

               
     
   
 
 
 


юридические поступкидействия, которые независимо от наме-рения лица влекут воз-никновение юриди-ческих последствий (напр.: находка клада)
 
 


2) По характеру последствий:
- правообразующие,
- правопрекращающие,
- правоизменяющие
3) По характеру действия во времени:
- однократного действия (например, возврат ссуды),
- факты-состояния = непрерывного юридического действия (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.)

фактический (юридический состав) - совокупность юридических фактов необходимых для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений.
Например: призыв гражданина на действительную военную службу = " наличие российского гражданства; " достижение определенного возраста; " наличие соответствующего состояния здоровья; " отсутствие установленного законом права на отсрочку.

38. Социальное государство: понятие и условия формирования.
Социальное государство
(нем. Sozialstaat; англ. Welfare state) - государство, реализующее на практике политику, направленную на обеспечение благосостояния и развитие реальных возможностей реализации гражданами конституционных прав и свобод.
Статья 7.1. КРФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Условия:
1. Демократическая организация государственной власти:
- признание народа высшим источником власти;
- выборность основных органов государства;
- равноправие граждан;
- равенство их избирательных прав

2
. Высокий нравственный уровень граждан (прежде всего - должностных лиц государства).

3
. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4
. Социально ориентированная структура экономики:
- различные формы собственности
- значительная доля собственности государства в нужных областях хозяйства.

5.
Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства:
- разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;
- верховенство закона и права;
- взаимная ответственность государства и личности;
- правовая культура граждан

6.
Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7.
Ярко выраженная социальная направленность политики государства:
- разработка разнообразных социальных программ, приоритетность их реализации.

8
. Наличие целей у государства:
- установление всеобщего блага,
- утверждение в обществе социальной справедливости
- обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9
. Развитое социальное законодательство (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

N.B. Федеральные целевые программы "Жилище" на 2011 - 2015 год, "Социальное развитие села до 2013 года", "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы…..
39. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
НПА
– это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. ВИДЫ



Законы
1) Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт РФ
2) федеральные конституционные законы (например, ФКЗ «О судебной системе РФ», «О языках народов РФ»)
3) федеральные законы (например, ФЗ «О политических партиях», «О статусе судей в РФ»)
4) законы субъектов Федерации (например, Закон КО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области»).

*ЗАКОН - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить)

Подзаконные акты:
1) указы Президента РФ
2) постановления Правительства РФ
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов РФ
4) акты органов государственной власти субъектов федерации (постановления, распоряжения Правительства КО, указы Губернатора КО, постановления Заксобрания КО)
5) акты органов местного самоуправления
6) локальные нормативные акты (на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка)


2) В зависимости от сферы действия:
- общефедеральные;
- нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты

3) В зависимости от срока действия:
- нормативные акты неопределенно длительного действия;
- временные нормативные акты.
4) По содержанию:
- заключающие нормы только одной отрасли права (трудовое, семейное, уголовное право), - нормы, касающиеся нескольких отраслей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: