Государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий

(механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом

1. классификация функций государства по формам

деятельности, основанную на принципе разделения властей:

-законотворческая

-судебная (правоохранительная)

-управленческая

2. По продолжительности действия: постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи

государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой

общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики

утрачивают значение.

3. По значимости: главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или

ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции

сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля,

которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка

4. По сферам деятельности: внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри

данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных

отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

5. Некоторые ученые выделяют ОБЩИЕ функции:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и

общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления

противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная - охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по

удовлетворению социальных потребностей людей,

поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда,

его оплаты, быта и др.;

идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация

образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая - охрана окружающей среды.

Вопрос 29 (По Морозовой)

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает

деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства,

приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства

(проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового

регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную,

идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды

государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями,

поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами

права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций

государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И.

Байтин).

Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую

(исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы

связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах

уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие

осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести

создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное

обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала,

делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и

права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их

использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие

общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение

управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство

осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных

предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий,

желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому

варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного

государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но

и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов

ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами,

властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения

автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только

федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами

государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды

предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует

продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка

большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других

нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами,

общественными объединениями и всеми субъектами права;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых

государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного

регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным

методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг

отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и

государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие

социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Вопрос 30

За­конодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллеги­ально путем издания законодательных актов, а также наблюде­ния и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: