Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной.
С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей».
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания.
Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению относится концепция естественного права.
Для второй группы исходным началом является государство. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть.
|
|
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»).
Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим и легистским.
Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:
а) законможет быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное право», от принципов которого закон может отклоняться;
б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения — «закона», поэтому правом может считаться только единство правового содержания и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Право есть правовой закон;
в) между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звеньев в виде различных правовых и неправовых механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».
Источник (форма) права: понятие и классификация.