Основные концепции современного правопонимания. Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличиетрех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной

Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной.

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текс­тах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняе­мых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на пони­мании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведе­нии людей».

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общест­венного сознания.

Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным явля­ется то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению относится концепция естественного права.

Для второй группы исходным началом является государство. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть.

Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»).

Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания мо­мент различения или отождествления права и закона и на этой основе прово­дит принципиальное различие между двумя противоположными типами пра­вопонимания: юридическим и легистским.

Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основа­ниям относятся следующие положения:

а) законможет быть неправо­вым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное право», от принципов которого закон может откло­няться;

б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения — «закона», поэтому правом может счи­таться только единство правового содержания и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепле­ния. Право есть правовой закон;

в) между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звень­ев в виде различных правовых и неправовых механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание разли­чать «право в книгах» и «право в жизни».


Источник (форма) права: понятие и классификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: