а) правовые принципы — исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное общественное отношение; б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть. По широте охвата различают следующие виды правосознания: 1) общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе; 2) групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе; 3) индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом; в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.
№47 НОРМА ПРАВА:ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ.
Норма права - обязательное правило поведения, ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения.
Норма права - это общеобязательное, социально определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное и санкционированное государством, обеспеченное его силой.
Структурными элементами правовой нормы являются:
· гипотеза- часть нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет "включение" действия той или иной правовой нормы.
Простые(одно обст) сложные(неск. обстоятельств)
· диспозиция- центральная часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники регулируемого данной нормой отношения.
· Санкция- это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные.(В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.)
Санкции: поощрительные(стимулирование активного поведения); компенсационные(определяющие виды и порядок компенсации потерпевшему);
Правовосстановительные(восстановление нарушенного права);
Карательные(предупреждение нежелательных, вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителя)
В теории права различают логическую и фактическую структуры правовой нормы.
Обязательными элементами логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция (“если” обозначается гипотеза; “то” – диспозиция; “иначе” – санкция).
Классификация норм права
По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):
а) конституционные;
б) гражданские;
в) уголовные;
г) и других отраслей права.
По роли норм в регулировании общественных отношений:
1. Типичные - содержат правило поведения (деятельности)
а) регулятивные - рассчитаны на правомерное поведение;
б) правоохранительные - рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);
2. Нетипичные - не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:
а) общезакрепительные - закрепляют определенное состояние общественных отношений;
б) нормы-принципы - закрепляют принципы поведения (деятельности);
в) нормы-определения - определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;
г) коллизионные - определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.
№48 СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.
В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда подчеркивается, что это:
а) системное образование, т.е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;
б) объективное явление, поскольку предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;
в) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.
Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей – материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.
v Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании. Нормы права были подробно рассмотрены в предыдущей теме, поэтому перейдем к другим элементам структурной организации права.
v Правовой институт – это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.
Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.
Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права – в конституционном праве, институт местного самоуправления – в государственном праве.
Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора – к трудовому, гражданскому, международному, государственному праву; институт юридической ответственности – практически ко всем отраслям.
v Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).
Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования. Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.
v Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
49. Система законодательства и систематизация законодательства.
Система законодательства - это совокупность НПА различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.
Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.
Систему права и систему законодательства не следует смешивать. Система права - это упорядоченная совокупность правовых норм, а система законодательства - это совокупность источников права, прежде всего нормативно-правовых актов. Один и тот же источник права может иметь комплексный характер, включая нормы различных отраслей. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.
Виды систематизации:
Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:
· журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;
· автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.
Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:
· исключение положений, утративших юридическую силу;
· исправление различного рода опечаток, ошибок;
· изложение актов в последней, исправленной редакции.
Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.
Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.
В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.
Прмером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в одном нормативном акте, обеспечивая целостность правового регулирования. Устраняется разбросанность правового института по нескольким нормативным актам. Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права.
Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.
Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.
50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях
нормативно-правовых актов.
Нормативно- правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Виды
Законы подзаконные акты
Конституция РФ указы, распоряжения президента РФ
ФКЗ РФ постановления правительства РФ
ФЗ РФ акты ведомств и министерств
Законы субъектов Федерации акты гос. органов субъектов РФ
акты органов местного самоуправления
локальные акты(коммерч. и
некоммерч. организаций)