Бай ад-дайн

Мы рассмотрим вопрос является ли «бай ад-дайн» дозволенным с точки зрения Шариата. «Дайн» означает долг и «бай» означает продажу. Соответственно «бай ад-дайн» подразумевает продажу долга. Если определённое лицо имеет долг полученный им от другого лица и хочет продать его с дисконтом, что обычно происходит в случае с векселями, это определяется в Шариате как «бай ад-дайн». Традиционные исламские учёные - «фукаха» - единогласны в том, что «бай ад-дайн» с дисконтом не дозволен в Шариате. Подавляющее большинство современных исламских учёных придерживаются аналогичного мнения. Однако некоторые учёные из Малайзии назвали дозволенным подобный вид торговли. Как правило они ссылаются на правило шафиитской школы, согласно которому продажа долга дозволена, однако при этом они не придают значение тому факту что шафиитские правоведы дозволяют подобный вид торговли только в том случае, если долг продаётся по номинальной цене.

Фактически, запрет на «бай ад-дайн» является логическим следствием запрета на «риба» или ростовщичество. Долг подлежащий получению в денежном выражении соответствует деньгам, и любые транзакии при которых деньги обмениваются на подобного вида деньги, должны осуществляться на условиях паритета стоимости обмениваемых денег. Любое увеличение или уменьшение с какой-либо из сторон равносильно ростовщичеству - «риба» и никогда не может быть дозволенно в Шариате.

Некоторые учёные утверждают, что дозволенность «бай ад-дайн» не распространяется на те случаи при которых долг создаётся посредством продажи товара. В этом случае, по их утверждению, долг представляет собой проданный товар и его продажа может быть осуществлена подобно продаже товара. Этот аргумент, однако, не имеет никакой силы. Право собственности проданного однажды товара переходит покупателю и больше не может являться собственностью продавца. Единственное чем обладает продавец с этого момента, так это только деньгами. Следовательно, если он продаёт долг, то это ничем не отличается от продажи денег и никакой натяжкой или воображением это не может быть определено как продажа товара.

Именно поэтому подобное мнение не было признано подавляющим большинством современных исламских учёных. Исламская Академия Фикха в Джидде, которая является крупнейшим представительным органом шариатских учёных и имеет представителей со всех исламских стран, включая Малайзию, единогласно и без единого возражения одобрила запрет на «бай ад-дайн».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: