Эклога: общая характеристика, гражданское, уголовное право, процесс

Эклога, краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726 г. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклоге включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов. Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики. В период с IV по VIII век основными источниками права Византии были Кодекс Феодосия и свод Юстиниана. В 726 г. на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов - Эклога. Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений. Благодаря краткости и простоте изложения Эклога получил широкое распространение и вне Византии, особенно в славянских странах. Большую роль в Византии играло церковное право, важнейшими источниками которого были постановления Вселенских соборов и патриарха. Большую популярность получили сборники церковного и светского права, которые именовались Номоканонами. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в.) и Номоканом VII в., переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права. При императоре Василии 1 (867-886 гг.) был издан сборник законодательства – Прохирон, в качестве руководства для судей. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права, переработанные в соответствии с требованиями времени. Позднее на базе Прохирона была издана Эпанагога, имевшая то же значение, но улучшенную систему изложения правового материала. Последней официальной попыткой систематизации византийского права были Базилики ("царские законы"), изданные при императоре Льве Мудром. Из более поздних законодательных актов Византии наибольшую известность получили Хрисовулы (золотопечатные грамоты), закрепляющие целый ряд феодальных привилегий; "Книга Эпарха" содержит нормы, определяющие организацию, жизнь и быт византийских торговых и ремесленных корпораций; "Шестикнижие" - сборник уголовного и гражданского права, составленный в XIV в. как частная кодификация. Но, несмотря на все последующие изменения, основные институты права, регламентированные в Кодексе Юстиниана, были сохранены. Сохраняются институты собственности, сервитутов, залога, наследственной арены. В 1Х-Х вв. появляется феодальное условное владение за военную службу - проний. Первоначально он давался на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее он переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции. Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину. В византийском праве согласно римской традиции возникновение обязательств делилось на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договора купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В большинстве случаев сделки заключались в письменной форме. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки - 12% годовых. В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступать трижды. Развод допускался, но в ограниченных случаях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию. Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения. Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственности за преступления не несли. Не влекли наказания случайные (неумышленные) преступления, совершенные в состоянии аффекта, а также убийство вора или прелюбодея на месте преступления. Покушение на преступление каралось так же, как и оконченное преступление. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецидив усиливал наказания. Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды: 1) государственные, карались смертной казнью; 2) религиозные - вероотступничество, раскол - карались смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и пр.- членовредительными и телесными наказаниями; 3) имущественные преступления - кража, грабеж, разбой, поджог и прочие - карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью; 4) преступления против нравственности и семьи - многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование кровосмешение и прочие - карались смертной казнью или телесными наказаниями 5) преступление против личности - убийство - каралось смертной казнью телесные повреждения, оскорбление, клевета - телесными наказаниями. По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось. Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер, в следствии применяется пытка, исключается представительство, как со стороны потерпевшего, так и со стороны обвиняемого. Свидетели по уголовным делам были обязаны явиться по вызову суда. Показаний одного свидетеля было недостаточно. Закон оговаривал круг лиц, не имевших права выступать в качестве свидетелей. Это несовершеннолетние, слабоумные, наемники, слуги, родственники, домашние и некоторые другие категории. Сторона, недовольная решением суда, могла обратиться с апелляцией в вышестоящий суд. Развитие государства и права Византии оказало большое влияние на государственно-правовое развитие южных и восточных славян.

:


[1] Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. – 76 с.

[2] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. - 480 с.

[3] История Римского государства и права:Уч.- методич. комплекс /Министерство общего и профессионального образования РФ. Уральская государственная юридическая академия; Авт.-сост. А. В. Игнатенко, Т. М. Баженова. -учеб. изд. -Екатеринбург:Изд-во УрГЮА,1998. -140 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: