Классификация преступлений имеет большое значение, во-первых, для установления определенного порядка в системе норм уголовного законодательства, во-вторых, для развития законотворческого процесса. Следует согласиться с мнением Л.И.Кривоченко, что построение классификации преступлений должно вытекать из 1)внутренних связей признаков преступлений, предающих им определенную целостность, образующих тот или иной вид преступления; 2)внешних связей отдельных видов преступлений между собой; 3) связей и взаимоотношений преступлений с иными правонарушениями.[36,c.15]
Классификация преступлений против общественной нравственности не носит большого дискуссионного характера и больше ставится в зависимость от понимания непосредственного объекта преступного посягательства. В данном разделе мы рассмотрели родовой объект преступлений против общественной нравственности.
Как отмечалось выше, Особенная часть УК Республики Казахстан не имеет такого структурного элемента, как раздел в отличие от уголовного законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики. Поэтому каких-либо споров относительно расположения данной главы в Особенной части в казахстанской теории не существует. Тем не менее нам представляется важным отметить следующее. Преступления против нравственности расположены в главе 10 УК Республики Казахстан. В данной главе расположены также преступления против здоровья населения. К последним законодатель отнес все преступления, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, преступления, связанные с незаконным оборотом ядовитых веществ, незаконной фармацевтической и медицинской деятельностью, нарушением различных санитарно-эпидемиологических правил, и др. Следует согласиться с высказанным в теории уголовного права мнением о необходимости самостоятельного выделения главы, касающейся преступлений против нравственности. Однако при этом не рассматривается вопрос о месте нахождения этой главы как с точки зрения раздела, так и с точки зрения очередности глав с учетом степени опасности и вредности деяний. Мы предлагаем совершенно новый подход к решению данной проблемы. Если за основу взять родовой объект преступного посягательства данной группы преступлений в виде духовно-нравственного здоровья и развития человека, то расположить его можно следом за главой 1 Особенной части, т.е.за преступлениями против личности. Это будет соответствовать проводимой в государстве социальной политике сохранения духовно-нравственного здоровья населения. Важным направлением в сохранении данной ценности возможен дальнейший выбор составов преступлений, относящихся к данной группе деяний.
В Курсе уголовного права МГУ преступления против общественной нравственности предлагалось условно разделить на преступления, связанные: 1)с нарушением сексуальных устоев общества; 2)с аморальным отношением к истории и культуре государства. К последней группе был отнесен такой состав, как жестокое обращение с животными. Хотя авторы сделали оговорку по поводу данного состава, отмечая её относимость. Следует отметить, что преступление, связанное с жестоким обращением с животными, имеет совершенно иную природу объекта преступного посягательства, связанное с нравственными нормами взаимоотношения человека и животного мира.
На наш взгляд, интересное мнение представлено Э.Х. Надысевой, которая предложила деление преступлений против общественной нравственности на следующие подгруппы.
1.Общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, общественную нравственность в сфере сексуальных отношений (сюда отнесены ст.240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией»; ст.241 УК РФ «Организация занятия проституцией»; ст.242 УК РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов»; ст.242-1 УК РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»).
2.Общественные отношения в области общественной нравственности, сохранения памятников истории и культуры, которые содержат историческую память народов (сюда отнесена ст.243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»).
3.Общественные отношения, обеспечивающие честь умерших, покой мест захоронения и традиции культа погребения (сюда отнесена ст.244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»).
4.Общественные отношения, обеспечивающие гуманное отношение к животным (сюда отнесена ст.245 УК РФ «Жестокое обращение с животными»).[53,c.161-162]
В свою очередь Е.А. Старков предлагает более простую классификацию: половая мораль (ст.240-242 УК РФ); нравственное здоровье несовершеннолетних (242-1УК РФ); сохранение и правильное использование исторических и культурных ценностей (ст. 243 УК РФ;) нравственные устои общества (242 УК РФ) и уважительное отношение к умершим (ст. 244 УК РФ); гуманное отношение к животным (ст.245 УК РФ). В основе такой классификации лежит непосредственный объект преступления.[78]
Р.В. Торосян, в свою очередь, изучая объект преступлений против общественной нравственности, предлагает следующую классификацию преступлений:
1)совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную нравственность в сфере взаимоотношения полов и формирования половой культуры общества (ст.240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией»; ст.241 УК РФ «Организация занятия проституцией»; ст.242 УК РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов»; ст.242-1 УК РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»; ст.242-2 УК РФ «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов»);
2)совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную нравственность в сфере сохранения наследия прошлого и поддержания связи поколений (ст.243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»; ст.244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»);
3) совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную нравственность в сфере взаимоотношения людей с иными представителями живой природы (ст.245 УК РФ «Жестокое обращение с животными»).[82,c.15]
Такая классификация вполне имеет право на существование и построена весьма логично, в неё включены новые составы преступлений, возникшие в ходе законотворческого процесса.
В.Л.Кудрявцев сформулировал свою систему преступлений против общественной нравственности:
1)преступления, посягающие на господствующие принципы половой морали;
2)преступления, посягающие на памятники истории и культуры;
3)преступления, посягающие на общественную нравственность в сфере социальной памяти общества и гуманного обращения с животными.[37,c.89-100]
Как видно, разница в классификации небольшая. Мы предложили бы иную классификацию, в основу которой положены духовно-нравственное здоровье и развитие человека, что было отмечено выше. Итак, предлагается следующая классификация рассматриваемой группы преступлений:
1) преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье человека в сфере формирования половых взаимоотношений:
а) вовлечение в занятие проституцией (ст.270 УК РК);
б) организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество (ст.271 УК РК);
в) незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.273 УК РК);
г) изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо их привлечение для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст.273-1 УК РК);
2)преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере формирования ценностно-нормативного поведения:
а) незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия (ст.274 УК РК);
3)преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере сохранения духовного наследия прошлого:
а) надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст.275 УК РК);
б) незаконное изъятие органов и тканей трупа человека (ст.275-1 УК РК);
4)преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере гуманного отношения к животному миру:
а) жестокое обращение с животными (ст.276 УК РК).
Такая классификация даст возможность установления более четкой группировки норм уголовного законодательства. Уместно отметить, что в юридической литературе все же были сделаны попытки обосновать, что такие преступления, как, например, вовлечение в занятие проституцией и организация занятия проституцией наносят в первую очередь вред здоровью личности, индивида. Существует большая вероятность, пишет Э.Х.Надысева, причинения вреда не только нравственному, но и физическому здоровью личности. [53,c.164]
В результате указанные личности могут стать потенциальными исполнителями запрещенных деяний. Однако вывод, сделанный исследователем, остался на уровне предложения по выделению главы УК «Преступления против нравственности». Таким образом, можно констатировать, что духовно-нравственное здоровье человека становится важной составной частью защиты личности от преступного посягательства. Понимание данной проблемы позволит по-новому оценить складывающиеся в обществе морально-нравственные устои и сформировать нужную систему ценностей в целях сохранения народов, их идентичности.
Интересен, на наш взгляд, опыт Исламской Республики Иран. Так, в разделе 18 Закона об исламских уголовных наказаниях предусмотрены преступления против общественной морали и нравственности. К данной группе преступлений отнесены: недозволенные исламским религиозным законом и противоречащие общественной морали отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке друг с другом, например, физические контакты или сожительство, если данные деяния не подлежат нормированному наказанию за прелюбодеяние (ст.637); Публичное совершение запрещенных…законом действий в общественных местах (ст.638) к данной статье относится появление женщины в общественных местах без специального одеяния (хиджаб); организация и содержание притонов для занятий развратом; вовлечение в занятия развратом или содействие таким занятиям (ст.639); изготовление, хранение или публичное выставление для распространения и продажи любого рода рисованных изображений, печатной продукции, рекламы, фото- и кинопленки, наносящих вред общественной морали и нравственности; ввоз и вывоз из страны данных вещей в тех же целях лично или с помощью других лиц, заключение любого рода сделок с данными вещами или посредничество при заключении таких сделок; предоставление данных вещей во временное пользование за плату; распространение данных вещей любым способом; вовлечение в совершение сделок с данными вещами путем их рекламирования любым способом, установление связей с лицами, занимающимися их распространением, или сообщения о расположении мест их сбыта (ст.640); причинение беспокойства гражданам посредством телефонной, почтовой и иных видов связи… (ст.641). Такое детальное перечисление составов преступлений нами сделано для того, чтобы понять, как в различных культурах классифицируют деяния, связанные с нормами морали и нравственности,что представляет наибольшую опасность для исламского общества.
Предложенная нами классификация составов преступлений исходит из той группы преступлений, которые предусмотрены в УК Республики Казахстан. Однако в УК Республики Казахстан отсутствует норма об ответственности за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Интересен сам факт отказа казахстанского законодателя от такого состава преступления. Исторически данная норма присутствовала в кодексах республик Советского Союза, за исключением Казахстана и Азербайджана. Так, например, в УК Российской Федерации в ч.1 ст.230 УК была предусмотрена ответственность за умышленное разрушение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст.243). Рассмотрение данного деяния как преступления связано с тем, что в результате такого посягательства наносится вред духовно-нравственному здоровью одного человека или всему человеческому сообществу. Стирается историческая память народа, приходит в упадок духовно-нравственное развитие человека. Государство обязано формировать соответствующее поведение человека в целях сохранения и воспитания ценностных ориентиров у личности.
В этой связи следует отметить и ещё один момент, который связан с проблемой квалификации действий лиц при совершении вандализма. Несмотря на то, что судебная практика в данном вопросе проводит разграничение по предмету преступления, в теории уголовного права появилось суждение, согласно которому хулиганство и вандализм предлагается перенести в раздел преступления против общественной нравственности.[78] При этом основным доводом явился тот факт, что указанные деяния посягают именно на нравственные устои общества, а не связаны с нарушением отношений общественной безопасности. Непонятно, почему автор не выделяет такой объект, как общественный порядок. Представляется, что такой подход не совсем верен и вот почему. Хулиганство и вандализм деяния, которые, с одной стороны, действительно нарушают нормы нравственности и морали, однако мотивация их направлена на пренебрежительное отношение к общеустановленным правилам человеческого общежития. Поэтому, если объектом исследуемой группы преступлений будет оставаться общественная нравственность, то будут возникать различные предложения по переносу того или иного состава преступления в данную группу.
Само понятие нравственности еще до конца не отработанный институт. Как включается механизм его взаимодействия с поведением человека и социума в целом? Как соотнести нормы морали и нравственности, а также нормы духовного развития человека между собой? Отсутствие конкретики в определении объекта приводит к тому, что многие ученые пытаются классифицировать преступления против нравственности путем включения в их систему различных преступлений, расположенных в иных разделах Уголовного кодекса. Поэтому объект преступления, предложенный нами, как то духовно-нравственное развитие человека, его здоровье, все ставит на свои места. Безусловно, предложенная нами классификация деяний небезупречна, однако такой подход поможет более четко уяснить проблему и даст возможность реальной борьбы с преступлениями в сфере общественной нравственности.
Еще одна принципиальная проблема связана с таким законодательным новшеством, как выделение подгруппы «Преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере формирования ценностно-нормативного поведения». Это очень важный, на наш взгляд, процесс правового урегулирования и попытка законодателя защитить сообщество и конкретно индивида от пагубного влияния на сознание людей и соответственно их психическое здоровье пропаганды насилия и жестокости. Речь идет о таком составе преступления, как незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия (ст.274 УК РК). Отметим, что похожая норма имеет место быть в УК Украины, где в ст.300 говорится об ответственности за ввоз, изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Не обошел вниманием эту проблемуи законодатель Грузии, где в ст.256 УК также предусмотрена ответственность за изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия или жестокости. Интересна позиция законодателя Эстонской Республики. В частности, в ст.200-4 УК предусмотрена ответственность за распространение и демонстрацию произведений порнографического содержания либо произведений, пропагандирующих насилие или жестокость, и выпуск в эфир теле- и радиопередач порнографического содержания, а также передач, пропагандирующих насилие или жестокость. Действующий Уголовный кодекс Кыргызской Республики не содержит такой нормы. Хотя в период существования УК Киргизской ССР 1961 г. такая норма была внесена в него и просуществовала недолгое время.
Анализ состава преступления, предусмотренного ст.274 УК РК –незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия, будет рассмотрен в следующих разделах работы. Однако следует отметить, что данная норма несет в себе важную функцию защиты интересов личности и общества от серьезного общественно опасного посягательства и требует дальнейшего совершенствования.
Ниже излагаются все составы преступлений против нравственности с учетом разработанной нами классификации. При этом отметим, что составы конкретных преступлений против нравственности исследованы с позиций формирования основного состава преступления. Мы не ставили цели изучения квалифицирующих признаков преступлений против нравственности, поскольку это должно быть отдельным самостоятельным исследованием.
Выводы
1. Исходя из объекта преступного посягательства предлагается выделить из главы 10 УК Республики Казахстан преступления против нравственности и с учетом опасности деяний данной группы преступлений и того вреда, который может быть причинен индивиду расположить данную самостоятельную главу за главой 1 следом за преступлениями против личности.
2. Предложена новая четырехзвенная система классификации преступлений против нравственности с учетом объекта преступного посягательства:
1) преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье человека в сфере формирования половых взаимоотношений;
2) преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере формирования ценностно-нормативного поведения;
3) преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере сохранения духовного наследия прошлого;
4) преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере гуманного отношения к животному миру.
3. Следует предусмотреть ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, разместив её в главе «Преступления против собственности».