Мотивация. Изучения иностранных языков

Изучения иностранных языков

Или как учить язык головой, а не 5 лет

История о разумном подходе к языку, которая подарит вам вдохновение, веру в себя и действенный план изучения любого языка

Оглавление

Вступление

Домашнее задание

София

1. Мотивация

2. Повторение

3. Как учить слова

4. Грамматика

5. Аудирование и произношение

6. Разговорная речь

7. Чтение и письмо

8. Мнемотехника

9. Так с чего же начать изучение иностранного языка

10. Советы полиглотов

Встреча в аэропорту

Заключение

Домашнее задание

Антон уже второй час сидел за столом, склонившись над списком французских слов. Он считал себя неспособным к иностранным языкам. Иначе как можно объяснить то, что он учил французский в школе и в институте, а в итоге не мог связать и двух слов. Вчера он записался на курсы французского, и на завтра нужно было выучить не менее 50 слов. Но они никак не хотели запоминаться.

В институте он почти не учил слова. Некоторые и так были знакомы со школы, еще небольшая часть - похожа на русские, ну а остальные, как обычно, авось пронесет. Но в этот раз был совершенно другой случай. На днях Антон познакомился с Ней. Это была необыкновенная девушка. А как она сказала ему “bonjour”! Ее чарующий сладкий голос до сих пор не выходил у него из головы. В тот день Антон принял твердое решение, во что бы то ни стало, наконец, выучить французский язык. Он никогда так долго не сидел со словарем. В институте ему хватало просмотреть слова накануне занятий, а иногда прямо перед парами. Но в этот раз дело было не в оценках.

«Bonjour! Comment çava?» Все эти дни ее нежный голос звучал в голове как музыка. «Она удивительная! Я должен увидеть ее еще раз, во что бы то ни стало!» - твердил себе Антон.

Завтра нужно было рано вставать, но он решил, что не ляжет спать пока не закончит со словами. Каждый десяток слов давался все сложнее. Его периодически отвлекали мысли об этой девушке, а также постоянные сообщения от друзей на компьютере, поэтому закончил он далеко за полночь. Последние два десятка уже вообще не лезли в голову, поэтому Антон их просто прочитал и закрыл тетрадь. «Все, хватит, утро вечера мудренее. Я и так сегодня выучил больше чем когда-либо. Да еще и новое грамматическое правило могу почти наизусть рассказать. Завтра еще повторю. А в следующий раз буду учить заранее» - резюмировал Антон. С этими мыслями он полусонный добрался до кровати и уже через несколько минут крепко спал.

София

Антон уже полтора года работал в крупной торговой компании. За это время он успел приобрести репутацию толкового сотрудника, как среди коллег, так и среди клиентов. У него, несомненно, был талант в этой сфере, ему нравилось продавать, и его всегда очень увлекала работа. Даже слишком увлекала. Ведь он планировал в кратчайшие сроки занять должность начальника отдела по ключевым продажам поэтому работал за двоих.

Но в последнюю неделю Антона как будто подменили. Он не мог ни на чем сконцентрироваться, был отстраненным и задумчивым, хотя общительность была его отличительной чертой. А все из-за Нее. Антон действительно был под сильным впечатлением от Софии. Она была представителем французской фирмы, с которой его компания планировала долгосрочное сотрудничество. София приехала на пару дней для участия в международной выставке. Это была необыкновенная девушка: хрупкая брюнетка невысокого роста, чей образ олицетворял лучшие традиции французской элегантности. Непосредственная, и в то же время обладающая отличными деловыми навыками, она настолько поразила Антона, что он не выпускал ее из поля зрения на протяжении всего мероприятия. Ему очень хотелось с ней пообщаться, но София не знала русского языка, а Антон, несмотря на базовые знания французского, так и не научился говорить. У него был французский язык в школе, но ему никогда не доводилось применять его на практике до этого момента. Он так боялся ошибиться и произвести плохое впечатление на собеседницу, что их разговор ограничился только приветствием и обменом визитками. На этом их общение было окончено, так как София на следующий день уже улетела обратно во Францию.

***

Эта миниатюрная брюнетка никак не выходила у него из головы. Антон злился на себя за то, что не смог вспомнить нужные слова на французском, чтобы как-то завязать разговор. Ему было обидно, ведь он учил этот язык несколько лет, пусть давно, но все-таки он не был для него чужим. «В чем же дело? - спрашивал он себя. Я, конечно, не очень старался на уроках в школе, но чтобы не суметь рассказать о себе и задать несколько простых вопросов?»

За этими размышлениями Антон не заметил, как пришло время обеденного перерыва, и многие сотрудники с удовольствием начали выползать из офиса. Антон тоже решил спуститься на второй этаж, в кафе, которое находилось в этом же здании, а заодно и сделать домашнее задание, которое ему задали на курсах.

- Разрешите составить Вам компанию? - Антон поднял голову и с удивлением увидел, что возле его столика стоит Дмитрий, внештатный переводчик их компании. Они были знакомы, так как Дмитрий часто присутствовал на встречах с иностранными партнерами, но они редко общались с глазу на глаз. На вид ему было около сорока, он всегда элегантно одевался и был в стабильно хорошем настроении. Дмитрий был высококлассным специалистом, которого очень ценило руководство компании, и это неудивительно ведь он мог свободно говорить на семи языках. Даже на самых сложных переговорах он никогда не терял самообладания, а его спокойствие и непоколебимая уверенность передавалась всем остальным.

- Конечно, присаживайтесь, - ответил Антон. Хоть он и планировал позаниматься языком, но Дмитрию явно обрадовался.

- Как прошла выставка? - спросил Дмитрий. - Я не смог в этот раз присутствовать, очередная рабочая поездка.

- Отлично прошла, но жаль что без Вас. Как раз Ваша помощь была бы очень нелишней. Вы ведь знаете французский?

- Знаю. А почему Вы интересуетесь? – поинтересовался Дмитрий.

И Антон доверительно рассказал ему о встрече с Софией, о том, как в первый раз в жизни не смог произвести впечатление на понравившуюся девушку из-за незнания языка. О том, как он прогуливал уроки французского, так как этот предмет его никогда особенно не увлекал, и о том, что языки ему в принципе тяжело даются. О том, что он пару дней назад записался на курсы, но ему катастрофически не хватает времени на домашние задания.

Дмитрий внимательно слушал, все это время едва заметно улыбаясь.

- Вы знаете, ведь у меня тоже была тройка по английскому в школе. А сейчас, я свободно говорю на нескольких иностранных языках, и, как вы заметили, сделал это знание своей профессией, причем довольно успешно.

- То есть вы считаете, что любой человек может свободно говорить на иностранном языке? - Антон посмотрел на него с недоверием.

- Не совсем любой. Вы сможете выучить язык только при наличии большого желания, и при условии, что будете следовать некоторым секретам.

- Каким секретам? - у Антона появился интерес и вместе с ним, надежда.

- Это долгий разговор, а Ваш перерыв уже заканчивается. Если хотите, можем встретиться завтра в это же время.

Мотивация

Оставшуюся часть дня Антон провел в ожидании предстоящей встречи. Они встретились в этом же кафе, как и договаривались.

- А зачем тебе вообще французский язык? – спросил Дмитрий, попивая кофе.

- Мне он нужен для работы, чтобы общаться с иностранными клиентами. – Антону было неудобно признаться, что главной причиной была все-таки София. У него появилась надежда увидеть ее через 3 месяца, так как руководство фирмы собиралось отправить кого-то из своих сотрудников на стажировку в компанию, где она работала. Но была небольшая сложность, одно из условий поездки – тест на знание французского языка, которого Антон очень боялся.

- Это хорошо, что у тебя есть цель для изучения языка. Я встречал много людей, которые учили язык, потому что должны, потому что так сказали родители или потому что скоро зачет. Но этого недостаточно, человека надолго не хватает и, в конце концов, он забрасывает занятия. Это должно быть твое собственное желание и четкое понимание для чего тебе это нужно. А причины для изучения языка могут быть самые разные: работа, путешествия, учеба, общение, увлечение, дружба или любовь…

Услышав последние слова, Антон слегка улыбнулся

- Вот скажи мне, ты много времени уделяешь французскому языку?- спросил Дмитрий.

- Раньше не очень, а сейчас почти все свободное время.

- А почему раньше не очень?

- Да все времени на него как-то не хватало, - искренне ответил Антон

- А что изменилось сейчас? У тебя стало больше свободного времени? Или ты пожертвовал чем-то ради изучения языка? – Дмитрий умел правильно задавать вопросы. Он хотел, чтобы Антон сам дошел до первого секрета.

Антон задумался, «А ведь действительно, времени больше не появилось, нагрузка на работе такая же, тренировки я не забросил. Зато нашел время позаниматься вечером, в обеденном перерыве и даже в транспорте».

Не дожидаясь ответа, Дмитрий продолжал:

- Значит причина, по которой ты стал уделять больше времени и есть та самая внутренняя сила. И если эта причина достаточно сильна, то тебе не придется заставлять себя брать книгу в руки - тебе будет хотеться это делать. И тогда ты не забросишь занятия через несколько дней. Поэтому запомни, существует три необходимых условия для изучения любого иностранного языка.

Антон достал ручку. Он почувствовал, что сейчас услышит что-то важное, то что поможет ему быстрее учить слова, грамматику, то что, наконец, приблизит его к цели.

- Мотивация! – с чувством произнес Дмитрий. Парочка за ближайшим столиком повернула голову в сторону двух полиглотов.

«Да, он прав. Мотивация действительно работает» - подумал Антон, одновременно записывая волшебное слово. Он вспомнил, что последние два дня зубрил слова как заведенный. «Все это конечно хорошо, но я все равно пока не понимаю как можно быстрее выучить французский. Наверное, все секреты будут во втором и третьем условии» - Антон дописал слово и приготовился услышать остальные пункты, в которых, как он думал, будут секретные методики изучения, а также названия книг, по которым нужно заниматься.

- Итак, первый пункт это мотивация, - повторил Дмитрий уже более тихим голосом. – Я тоже когда-то находился в твоей ситуации. Мой первый иностранный язык был английский. После школы знал я его весьма посредственно, и в институте, к сожалению, мои знания не особо улучшились. В общей сложности я учил английский около десяти лет. Но потом мне неожиданно предложили работу заграницей. У меня было в запасе полгода на языковую подготовку. Я прошел предварительное тестирование, чтобы оценить свои возможности и очень растерялся, когда понял, какой объем работы мне предстоит выполнить. Но у меня было очень сильное преимущество - мотивация! Я очень хотел получить эту работу. И мне хотелось, наконец, увидеть мир. Поэтому ровно через 6 месяцев я с успехом сдал тест и получил работу, о которой даже не мог мечтать за год до этого. Мне не приходилось заставлять себя учить английский. Это желание исходило изнутри, оно поднимало меня с постели раньше, и не давало ложиться спать, до тех пор, пока я не выполнял то, что запланировал на день. Я учил язык в любое свободное время: в транспорте, в перерывах и даже стоя в очереди. На самом деле я потратил непростительно много времени. Я делал много лишнего при изучении своего первого языка. Это понимание начало ко мне приходить после изучения второго и третьего языков. Я много экспериментировал, использовал различные методики. Выбирал лучшие, находил те, что работают лично для меня. Один из последних языков я на спор выучил за один месяц. Выучил это, конечно, громко сказано, я просто должен был пообщаться с иностранцем на простые темы. Это было сложно, но спор я выиграл. И я с удовольствием поделюсь с тобой своими наработками. Но вначале запиши второе условие.

Антон взял ручку, сконцентрировался, и приготовился записать второй секрет.

- Мотивация! – опять произнес Дмитрий. Парочка за соседним столом опять покосилась в их сторону.

Антон вопросительно посмотрел на своего учителя - «Я, наверное, ослышался, или он издевается надо мной» - с досадой подумал он.

Между тем Дмитрий был полон серьезности.

- Ты не ослышался, – как будто читая мысли, продолжал Дмитрий, - второй пункт это тоже мотивация. Если есть сильнейшая мотивация, то все остальное становится второстепенным. Можно учиться по самым плохим учебникам, используя самые устаревшие методики, но только в том случае если ты действительно понимаешь что это знание тебе необходимо. Но обратное утверждение тоже верно. Даже имея отличного преподавателя, имея самый современный учебник тяжело выучить иностранный язык, если нет четкого понимания, для чего ты это делаешь. Но, как ты понимаешь, все хорошо в меру. Должна быть здоровая мотивация, учебник с современной лексикой, ну и конечно же должен быть человек который тебя сможет направлять и контролировать. Вообще, чему бы ты ни обучался, лучше это делать с преподавателем, не только по книгам. Особенно это касается иностранных языков. Это нужно для того, чтобы ты на начальном этапе ты не заучил что-нибудь неправильно. Потому что переучиться будет весьма проблематично. Кроме того, у тебя будет обратная связь. У тебя будет, кому задать вопросы. Вот если ты, например, в школе на произношение особого внимания не обращал, и французский звук “r” произносил как русское «р», то у тебя выработался определенный рефлекс. Поэтому в дальнейшем, даже если ты научишься правильному “r”, то первое время будешь произносить, как и раньше по привычке. И чтобы исправить этот рефлекс, нужны недели, а то и месяцы. Поэтому начинать лучше только с преподавателем. Тебя, конечно, поймут заграницей, но все равно приятнее, когда говоришь правильно. Ну вот, мы подошли и к третьему пункту. – Дмитрий хитро заулыбался.

- Не уж-то третий пункт тоже «мотивация»? – засмеялся Антон в ответ.

- Совершенно верно. Мотивация, мотивация и еще раз мотивация. Понимаешь, это важно еще по одной причине. Иностранный язык нужно выучить быстро. Это удовольствие нельзя растягивать на несколько лет. Так ты никогда не добьешься результата. Сейчас я попробую тебе объяснить на примере. Ты спортом занимаешься?

- Да, - автоматически ответил Антон, пока не понимая, к чему клонит его наставник.

- Хорошо, а ты умеешь садиться на шпагат?

- Я не сажусь, у меня не было такой цели. Но в моей секции ребята садятся. Как-то они делились методикой, с помощью которой можно научиться садиться за один месяц. Но при условии, что нужно заниматься каждый день.

- Вот именно, каждый день. Получается 30 занятий. А если заниматься те же 30 занятий, но раз в неделю, как ты думаешь, через 30 недель ты достигнешь результата?

- Скорее всего, нет, - задумался Антон, - наверное, не достигну и через 100 занятий, потому что за неделю мышцы будут возвращаться в исходное состояние.

Антон опять задумался. Он вспоминал свои занятия в школе. Они были 2 раза в неделю. Класс был довольно большой. До него доходила очередь не чаще чем раз в 2-3 занятия.

- Теперь я понимаю, почему я до сих пор топчусь на месте. Нужно те же самые усилия сконцентрировать за малый промежуток времени.

- Вот-вот, ты начинаешь понимать. А еще изучение иностранного языка можно сравнить с ледяной горкой. На нее можно только забежать.

- Да, хорошее сравнение, а если я на нее забежал, то я уже не скачусь?

- Смотря как далеко ты забежишь, - улыбнулся Дмитрий.- Если ты выучил язык только на начальном уровне, то со временем, если не будешь практиковаться, ты скатишься почти до нуля. Эти знания будут храниться где-то глубоко в твоем подсознании. Пользоваться ты ими, вряд ли сможешь, но при необходимости сумеешь их быстро восстановить. Однако существует так называемая точка невозврата. Она находится на уровне примерно чуть выше среднего владения языком. И если ты до нее дошел, а еще лучше продержался там какое-то время, закрепив свои знания, то вниз ты больше не скатишься. И только после этого уровня можно сделать передышку. Поэтому я и говорил, что язык нужно учить быстро и непрерывно.

Антон опять записал что-то в свой блокнот. «Мотивация, мотивация, мотивация» - прокручивал в голове Антон. «Ну ладно, допустим, мотивация у меня уже есть. А как насчет остальных секретов полиглота?».

- А если я не способен к языкам? Что тогда? – вдруг спросил Антон.

- Запомни простую вещь, если ты выучил родной язык, значит, ты способен и к изучению иностранных языков. Просто одним они даются легче, а другим - тяжелее. Но способны абсолютно все. Для этого нужно использовать свои сильные стороны, а также специальные техники. И тогда менее способные люди магическим образом превращаются в более способных. И новый язык учится легко и с удовольствием.

При слове «специальные техники» у Антона загорелись глаза. «Вот, вот что мне скорее нужно!». У него в голове сразу возникли образы агентов и разведчиков, которые учат язык по специальным методикам в считанные дни.

Но Дмитрий опять прочитал его мысли.

- Только ты не ожидай, что после нашего разговора и небольшого обучения, ты будешь говорить лучше носителя языка. Да, используя специальные техники тебе, действительно будет легче учить слова, ты будешь лучше воспринимать на слух, и грамматика тоже будет даваться намного проще. Но в любом случае тебе все равно придется изрядно потрудиться.

- Я готов, - не медля ответил Антон

- Хорошо. – Дмитрий посмотрел на часы, - Мне уже пора идти. А тебе домашнее задание - написать сочинение на тему «Для чего я изучаю французский язык». Проверять я его не буду, это для тебя.

- А можно я не буду писать? Я и так знаю, зачем я его учу.

- Дело в том, что в голове это не так хорошо работает. Ученые давно выяснили, что наши органы чувств лучше воспринимают конкретную информацию. Ты знаешь, чем цель отличается от мечты? Цель - это наше желание, четко сформулированное и имеющее временные рамки для его исполнения. У такого желания намного больше шансов воплотиться в реальность, чем у расплывчатой мечты. Записывая свои цели и мотивы, ты делаешь их более точными, четкими и, соответственно, материальными. Запись всегда конкретнее мысли. Таким образом, твое желание выучить язык перестает быть фантазий и мечтой, а обретает вполне реальные очертания. И это дает мощный толчок твоему подсознанию, а оно, в свою очередь дает тебе огромную энергию на превращение твоего желания в жизнь.

Вторая причина, заключается в том, что через некоторое время мотивация ослабевает. независимо от исходного уровня энтузиазма. Через это проходит почти каждый по разным причинам. И тогда нужно взять свое мотивационное сочинение и несколько раз его перечитать. Это поможет снова войти в состояние когда ты горел желанием изучать язык и вдохновившись, продолжить заниматься дальше. Это своего рода послание самому себе в будущее. Очень советую не пожалеть на него времени.

Антон еще какое-то время сидел за столиком, размышляя об их разговоре. «Мотивация, ледяная горка, секретные техники» - голова шла кругом. «Но самое главное - Дмитрий сказал, что язык можно выучить быстро!» Антон решил не откладывать написание сочинения в долгий ящик и начал писать. Вот что у него получилось:

«Для чего мне нужен французский язык:

1. Я хочу встретиться и поговорить с той очаровательной француженкой с выставки

2. Я смогу поехать на стажировку во Францию, и это откроет передо мной новые карьерные возможности.

3. Я познакомлюсь с новыми интересными людьми.

4. Перспектива делового партнерства во Франции.

5. Новое хобби, с помощью французского я смогу переключаться с работы на отдых.

6. Я хочу доказать себе, что могу достичь любой поставленной цели»

Когда он написал последнюю строчку, он уже не мог усидеть на месте. Ему хотелось скорее начать изучение французского языка. Поэтому, не теряя времени, он переписал все на чистый лист бумаги и отправил Дмитрию сообщение: «Все готово! Жду дальнейших наставлений»

Вот что осталось у него в блокноте:

ü Мотивация в кубе - одно из самых необходимых условий изучения иностранного языка.

ü Если мотивации нет – нужно написать список минимум из десяти пунктов, для чего вам нужно освоить иностранный язык.

ü Если мотивация есть – все равно нужно написать этот список.

ü Иностранный язык можно выучить быстро, для этого его нужно учить без перерывов. Он подобен ледяной горке, на которую можно только забежать.

ü Заниматься нужно регулярно, иначе знания, как мышцы, будут стремиться к исходной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: