Сущность и нормы этики предпринимателей

Этические нормы поведения предпринимателя во взаимоотношениях с государством, покупателями, кредиторами, поставщиками и работниками изучает корпоративная этика. Нормы поведения, естественно разрабатываются и принимаются предпринимателями как добровольные обязательства в направлении самоограничения с целью смягчения конфликтов, возникающих в результате управленческой деятельности, основанной на принципе максимизации прибыли. Под этикой бизнеса понимается соблюдение честности в предпринимательской деятельности, воздержание от сиюминутной выгоды ради поддержания репутации.

Особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности на предприятиях АПК должна отражать профессиональная этика сельского предпринимателя. В любом агробизнесе этика цивилизованного предпринимателя ориентируется на ограничение принципа максимизации прибыли в таких ситуациях, когда его реализация ведет и может привести к действиям, противоречащим этическим нормам. Сам принцип максимизации прибыли при этом вовсе не отвергается, как неэтичный: отвергаются только те средства его реализации, которые с этической точки зрения не могут быть оправданы,

Вместе с тем, следует иметь в виду, что выбор этически обоснованного варианта решения предпринимателем предполагает наличие у него определенной свободы действий. Обязанность соблюдения предпринимательской этики предполагает и наличие возможностей для этого. Этика людей, в том числе предпринимателей характеризует национальные особенности общества. Было бы наивно надеяться на улучшение деловой профессиональной этики в АПК, при практически полном отсутствии культуры предпринимательства. Недобросовестность при заключении сделок, уклонение партнеров от выполнения договорных обязательств часто приводят к краху значительной части начинающих предпринимателей и существенно подорвали доверие к предпринимательской деятельности сейчас вообще.

В современных условиях не приходится надеяться на скорое исправление деловой этики торговых фирм-посредников и характера функционирования российских коммерческих банков, а также на восстановление доверия к ним (как и к государству в целом) со стороны, как предпринимателей, так и обычных граждан.

Формирование предпринимательской этики, повышение значения моральных и этических норм сельских предпринимателей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом, будет возможным только благодаря общеэкономическим и социально-политическим переменам в обществе. Здесь следует напомнить слова древнекитайского мудреца Конфуция: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: