Методы оценки качеств и способностей предпринимателей

Существует достаточно много психологических тестов, предназначенных для оценки личностных качеств, однако, пока ни один из них не может считаться оптимальным для прогноза предпринимательской деятельности. Дело в том, что каждый тест имеет свои преимущества и недостатки, связанные с его объемом и содержанием.

Первый параметр теста – тот набор личностных качеств, который он определяет. Казалось бы, что чем больший круг личностных качеств охватывает тест, тем лучше, но при этом неизбежно возрастает и размер теста, и время тестирования. Для оценки каждого аспекта личности требуется 24 вопроса, что дает высокую надежность результатов, но двух сторон личности слишком мало, чтобы делать какие-то определенные выводы (хотя можно предположить, что успешными предпринимателями будут скорее люди с низким или средним уровнем нейротизма и высоким уровнем экстраверсии). Если же мы постараемся охватить больше аспектов личности, то неизбежно сделаем тест более трудоемким в работе и длительным по времени использования. Поэтому в таких тестах уменьшается количество вопросов, отведенных на каждую черту личности, что делает результаты менее точными. Среди «многопрофильных» личностных тестов, применяемых при профессиональном отборе, в последнее время хорошо зарекомендовал себя опросник Олдхэма–Морриса, который специально адаптирован к российской реальности. Благоприятными предпосылками для достижения успеха в бизнесе, могут считаться высокие показатели по шкалам G, E, D, J, L и низкие показатели по шкалам H, I, K и M. Это обусловелоно тем, что для успеха нужны амбициозность (G), высокая активность и энергия (E), трудолюбие (J), готовность пойти на риск (D), жесткость и властность (L). В то же время, излишняя послушность и преданность более сильному человеку (I), повышенная чувствительность и тревожность (H), склонность к праздности (K), а также высокий альтруизм – готовность делать добро окружающим, служить людям (M) – не способствуют личному успеху. Это, конечно, вовсе не означает, что люди с другой комбинацией факторов не могут достичь успеха, но им может понадобиться больше волевых усилий, настойчивости и работы над собой. Таким образом, исследование личности предпринимателя при помощи психологических тестов не только помогают уточнить те или иные стороны его личности, но и показывает, в каком направлении ему следует работать над собой, чтобы повысить эффективность своей предпринимательской деятельности.

Предпринимательские способности — это талант особого рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, риск, инициативность и склонность к новаторству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: