Основными компонентами психодрамы, по Морено, являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт

Техника психодрамы
Роли.
В психодраме наиболее важными являются роли режиссе­ра, протагониста и «вспомогательного» Я.
Роль режиссера обычно исполняет руководитель группы. Он же играет роль психотерапевта и аналитика. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распреде­ляет роли, «запускает» представление, дает ему определенное на­правление, предоставляя тем самым всем членам группы возмож­ность перевести свои мысли и чувства на язык драматического дей­ствия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как твор­чество, гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло; в роли анали­тика обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпрети­руя их поведение, мысли и чувства.

^ Исполнитель главной роли в психодраме носит название прота­гониста. Участники второстепенных ролей называются «вспомога­тельные» Я. Остальные участники группы носят название аудитории, которая отличается от обычной театральной тем, что принимает ак­тивное участие как в самой психодраме, так и в последующем ее об­суждении.

^ Фазы развития психодрамы.

Первая фаза состоит из трех стадий:

1) постепенное раскрепощение двигательной активности участ­ников;

2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

3) фокусировка членов группы на конкретной теме.

^ Вторая фаза — психодраматическое действие.

Выбирается про­тагонист. Выслушиваются его замысел, тема, которые могут быть по­ложены в основу психодраматического действия. После того как тема одобрена, протагонист выбирает для постановки сценария «вспомо­гательных» Я. Далее осуществляется то, что называется собственно психодраматическим действием.

Протагонист с помощью «вспомогательных» Я разыгрывает на­меченную тему, стараясь больше импровизировать, быть спонтанным, естественным, открытым.

Роль режиссера при разыгрывании представления достаточно сложна: с одной стороны, он должен не мешать естественному разви­тию сценария, с другой — направлять его по нужному руслу, ведуще­му в конечном итоге к катарсису и инсайту.

Морено так говорил о роли режиссера в процессе психодрамати­ческого действия: «Мы не должны разрушать стены, мы просто дол­жны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта».

^ Третья фаза — последующее обсуждение.

Желательно, чтобы в обсуждении психодраматического действия участвовали не только режиссер, протагонист и другие задействованные в представлении лица, но и вся группа.

^ Методика психодрамы.

Наиболее часто в ходе психодраматичес­кого действия используются такие методики, как монолог, двойник, обмен ролями, отображение.

^ Базовые техники, применяемые в психодраме.

Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее возможно выделить группу базовых техник, универсальных по возможности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам. Киппер выделяет девять специальных базовых техник:

^ Представление самого себя (самопрезентация) – серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.

^ Исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.

Диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии).

^ Монолог – проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.

Дублирование – техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста – одновременно с ним, пытаясь стать его "психологическим двойником".

^ Реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

^ Обмен ролями – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.

^ Техника пустого стула – метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями.

^ Техника зеркала – осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия

Среди базовых выделяется, кроме того, общая группа техник: "шаг в будущее", "возврат во времени", "тест на спонтанность", "сновидение", "психодраматический шок" и "ролевые игры под гипнозом".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: