Особенности формирования у детей с умственно отсталостью понятия «природная зона» – как комплексного образования (на примере одного урока)

Тема изучается в 7 классе в «Географии России».

На изучение «Географии России» в программе В. В. Воронковой отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

I.Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 11 часов.

II.Природные зоны России – 55 часов.

Учителю необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении первого блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.

Коррекционные возможности: коррекция наглядно – действенного и наглядно-образного мышления, коррекция пространственной ориентировки, коррекция восприятия, памяти.

Дидактические задачи: формирование представлений о нахождении объектов на карте.

План изучения природной зоны:

I

1. - Природные зоны / объекты, граничащие с изучаемой зоной на севере, - южная граница природной зоны,

- с какой природной зоной границы на юге,

- через какие города проходит северная и южная границы природной зоны,

- восточная граница природной зоны, по каким границам она проходит,

- западная граница природной зоны, по каким границам она проходит.

2. - Максимальная протяженность природной зоны с севера на юг в см на карте и в км на местности.

- Максимальная протяженность природной зоны с запада на восток в см на карте и в км на местности.

- В каком направлении вытянута природная зона (используется прием определения расстояния на карте)

(При оценке площади используется прием наложения карт)

3. В каком тепловом поясе расположена природная зона.

I. Морфология природной зоны (неживая природа)

1. Доминирующие формы рельефа

2. Полезные ископаемые

3. Климат природной зоны

- Средние температуры теплого периода года, максимальные температуры теплого периода года.

- Средние температуры холодного периода года, максимальные температуры холодного периода года.

- продолжительность теплого и холодного периода года

- количество осадков и распределение их по сезонам года, суммарное количество осадков.

4. Поверхностные воды

- основные реки, протекающие через природную зону

- озера, типичные для природной зоны.

- заболоченность природной зоны

- как рельеф и климат влияют на поверхностные воды.

5. Почвы (плодородные / неплодородные)

6. Растительность

Любая природная зона называется по доминирующему виду растительности.

Также называются общие черты приспособления растений в данной природной зоне.

II. Животный мир

- доминирующий вид в определенной природной зоне.

- приспособление животных к жизни в определенной природной зоне.

III. Характер деятельности человека

1. Оценивается значимость природной зоны для хозяйственной деятельности человека.

- благоприятное ли географическое положение для хозяйственной деятельности человека.

- благоприятный ли рельеф для хозяйственной деятельности человека.

- благоприятный ли климат для хозяйственной деятельности человека.

- благоприятность гидросети для хозяйственной деятельности человека.

- возможности использования территории для хозяйственной деятельности человека.

2. Крупнейшие города природной зоны

- города, которые находятся на границе разных природных зон.

- крупнейшие промышленные центры

3. Хозяйственная деятельность человека в условиях данной природной зоны

- насколько условия природы определяют его хозяйственную деятельность (отрасли сельского хозяйства, промышленности).

Вопросы охраны природы в природных зонах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: