Тема изучается в 7 классе в «Географии России».
На изучение «Географии России» в программе В. В. Воронковой отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I.Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 11 часов.
II.Природные зоны России – 55 часов.
Учителю необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении первого блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.
Коррекционные возможности: коррекция наглядно – действенного и наглядно-образного мышления, коррекция пространственной ориентировки, коррекция восприятия, памяти.
Дидактические задачи: формирование представлений о нахождении объектов на карте.
План изучения природной зоны:
I
1. - Природные зоны / объекты, граничащие с изучаемой зоной на севере, - южная граница природной зоны,
- с какой природной зоной границы на юге,
|
|
- через какие города проходит северная и южная границы природной зоны,
- восточная граница природной зоны, по каким границам она проходит,
- западная граница природной зоны, по каким границам она проходит.
2. - Максимальная протяженность природной зоны с севера на юг в см на карте и в км на местности.
- Максимальная протяженность природной зоны с запада на восток в см на карте и в км на местности.
- В каком направлении вытянута природная зона (используется прием определения расстояния на карте)
(При оценке площади используется прием наложения карт)
3. В каком тепловом поясе расположена природная зона.
I. Морфология природной зоны (неживая природа)
1. Доминирующие формы рельефа
2. Полезные ископаемые
3. Климат природной зоны
- Средние температуры теплого периода года, максимальные температуры теплого периода года.
- Средние температуры холодного периода года, максимальные температуры холодного периода года.
- продолжительность теплого и холодного периода года
- количество осадков и распределение их по сезонам года, суммарное количество осадков.
4. Поверхностные воды
- основные реки, протекающие через природную зону
- озера, типичные для природной зоны.
- заболоченность природной зоны
- как рельеф и климат влияют на поверхностные воды.
5. Почвы (плодородные / неплодородные)
6. Растительность
Любая природная зона называется по доминирующему виду растительности.
Также называются общие черты приспособления растений в данной природной зоне.
II. Животный мир
- доминирующий вид в определенной природной зоне.
|
|
- приспособление животных к жизни в определенной природной зоне.
III. Характер деятельности человека
1. Оценивается значимость природной зоны для хозяйственной деятельности человека.
- благоприятное ли географическое положение для хозяйственной деятельности человека.
- благоприятный ли рельеф для хозяйственной деятельности человека.
- благоприятный ли климат для хозяйственной деятельности человека.
- благоприятность гидросети для хозяйственной деятельности человека.
- возможности использования территории для хозяйственной деятельности человека.
2. Крупнейшие города природной зоны
- города, которые находятся на границе разных природных зон.
- крупнейшие промышленные центры
3. Хозяйственная деятельность человека в условиях данной природной зоны
- насколько условия природы определяют его хозяйственную деятельность (отрасли сельского хозяйства, промышленности).
Вопросы охраны природы в природных зонах