Половые различия в развитии самосознания и Я-концепции в юности. Роль Я-концепции в личностном самоопределении юношей

Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.

Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.

Развитие самосознания и формирование различных сторон Я-концепции в юношеском возрасте.

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения (как важный компонент самосознания, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности), чувство самоценности, - благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют более негативно.

Л.С. Выготский отводил центральную роль в юности развитию самосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Открытие своего внутреннего мира - главное психологическое приобретение ранней юности (И.С. Кон). Несмотря на то, что тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей и девушек с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, негативный коммуникативный опыт).

Самосознание в ранней юности приобретает целостность. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Особенность самооценки - ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Самооценка проверяется, в одних случаях, путем соизмерения

выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности, в других случаях - сравнивается с оценкой окружающих людей, выступающих в качестве экспертов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность".

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. В юношестве самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Образы собственного "Я" сложны и неоднозначны: реальное "Я" (каким я вижу себя в данный момент), динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), фантастическое "Я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых "Я". Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "Я", с другой - осознание своего положения в мире (И.С. Кон).

Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования, к появлению стремления к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. В период юности особую важность приобретают отношения между Я реальным и Я идеальным.

Несовпадение реального и идеального "Я" - нормальное следствие роста самосознания, необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: