Проблемы подросткового кризиса. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте

Подростковый (пубертатный, переходный, средний школьный) возраст, границы которого обозначаются от 10-11 до 14-15 лет является периодом на стыке младшего школьного и старшего школьного возраста. Данный возраст включает в себя:

- младший подростковый (предпубертатный период – 10-11 лет);

- средний, собственно подростковый (пубертатный период 12-13 лет);

-старший подростковый (постпубертатный период 14-15 лет).

1. Предпубертатный период (10-11 лет).

Фельдштейн определял данный возраст как неопределенность подростничества.

Основными характеристиками данного периода развития является:

-неосознование ребенком своего полового созревания;

-противоречивость между эмоциональной впечатлительностью (как в младшем школьном возрасте) и небывалым размахом представлений о своем Я («Я все могу», «Я все хочу»).

-обучение на данном возрастном этапе происходит с опорой на абстратно-логическое мышление, а у ребенка пока еще нет такого уровня самосознания и саморегулирования. Поэтому возможны в освоении основных наук, что может привести к потере интереса к учебной деятельности.

2. Собственно подростковый (пубертатный период) развития. 12-13 лет.

Особенности данного периода:

- «гормональная буря» на физиологическом уровне, что, безусловно, оказывает влияние на развитие личности в целом. Осознание своего полового созревания.

-возникновение чувства взрослости и притязания на его признание. Главное противоречие заключается в том, что подросток зачастую внешне напоминает взрослого, физически сформированного человека (акселерация), но вместе с тем для него характерна некоторая инфантильность, то есть незрелость психологическая. Подросток претендует на взрослость, стремится обособиться от родителей, однако предъявляет завышенные требования по отношению не к себе, а именно к родителям.

- переориентация детских норм и ценностей на взрослые.

Подходя к изучению данного возрастного периода Л.С. Выготский выделил 4 доминанты:

1. «Эгоцентрическая доминанта» (интерес к своей личности)

2. Доминанта «дали» (установка на обширные масштабы, актуальность отдаленного будущего)-бесполезно говорит о вреде курения, алкоголизма и т.п.

3. Доминанта «усилия» тяга к сопротивлению, преодолению, волевому напряжению-все, чтобы не говорили взр.восприним-ся в штыки

4. Доминанта «романтики» (стремление к неизведанному, рискованному).

При переходе из начального в среднее звено школы, которое как раз приходится на период подросткового возраста, происходит изменение отношения к учению. Так как ведущей деятельностью предшествующего периода была именно учебная деятельность, на данном возрастном этапе она также не потеряла своей актуальности. Многие подростки осознают важность процесса получения знаний, но данный процесс неодинаков для разных детей.

Однако, процесс учения усложняется тем, что до этого подросток взаимодействовал лишь с одним учителем, а при переходе в среднее звено возникает необходимость во взаимодействии с разными учителями. Следовательно возникает дифференцированное отношение к учителям и разным предметам.

3. Постпубертатный(старший подростковый) период (14-15 лет).

Особенностями данного периода является:

- стихание «гармональной бури».

-дальнейшее развитие происходит более спокойно, выходя на оперативный уровень самооценки, что определяет отношение подростка к себе в настоящее время. Подросток сопоставляет себя реального с идеальным образом Я.

-развитие абстрактно-логического мышления, что приводит к активному познанию себя как личности и является фундаментом для сомоопределения.

-возникновение способности к рефлексии, потребности в ней.

Такова динамика возрастного развития в подростковом возрасте, которая характеризуется тем, что первый период подростничества находится на границе с младшим школьным возрастом и во многом характеризуется его особенностями, а старший подросток имеет особенности, являющиеся предпосылкой к раннему юношескому периоду, поэтому он характеризуется наиболее развитыми личностными свойствами.

В подростковом возрасте значительно меняется состояние НС. Если в младшем школьном периоде нарастала ведущая роль коры больших полушарий, то в период собственно подросткового возраста снова наблюдается усиление подкорковой активности, и в поведении подростков отмечается повышенная раздражительность, возбудимость, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакции, особенно при неумении окружающих учитывать специфику этого возрастного периода.

Но, с другой стороны, идёт дальнейшее развитие высших отделов головного мозга – лобных долей областей коры больших полушарий, особенно в старшем подростковом возрасте(14-15 лет).

Исключительную перестройку в подростковом возрасте претерпевает д-ть желёз внутренней секреции. Под влиянием гормонов – физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, происходит бурное физиологическое развитие организма подростка. Развитие отличается двумя существенными закономерностями, обозначающими переход от детства к взрослости:

- Вытягивание подростка в длину

- Интенсивное половое созревание

Именно эти две закономерности вызывают перестройку организма и всей психики в целом.

Как результат интенсивного полового созревания появляются вторичные половые признаки.ж

Кроме названных особенностей следует отметить противоречия физического развития подростков, которые для своего преодоления требуют от них затраты физических сил и приводят к трудностям роста, быстрой утомляемости, повышенной раздражимости, физическому истощению.

1-е противоречие: от роста массы мышц, накопление которой идёт за счёт роста диаметра волокна мышц, отстаёт мышечная сила, остаются слабыми связки. Это не позволяет длительно поднимать тяжести. Однако, в этом возрасте сила особенно ценится, ей подчиняется подростковое сообщество.

2-е противоречие: от интенсивного развития роста рук и ног отстаёт рост мышц(мускулатуры)

3-е противоречие: от интенсивного роста внутренних органов грудной клетки(сердца и лёгких), достигающих в подростковом возрасте6 нормы взрослого человека, отстаёт рост самой грудной клетки.

4-е противоречие: от роста сердца отстаёт рост диаметра кровеносных сосудов. Чтобы своевременно омывать кровью головной мозг и все другие органы, требуется больше сердечных сокращений.

В период бурного полового созревания и преодоления противоречий развития организма у подростков резко снижается уровень успеваемости в школе. Это снижение успеваемости, как учителЯ, так и родители объясняют психологическими трудностями переходного возраста. Но в настоящее время врачами установлено, что причина в перестройке всего организма и, прежде всего, эндокринной системы. Гормоны требуют больше йода в организме, чем прежде. А его у подростков большой дефицит. Йод – надёжная защита от раздражительности и негативных эмоций. Он надёжная защита и от инфекций.

Ведущей д-тью в подростковом возрасте является общение в системе общественно значимой деятельности. Т.е. в учебной, общественно-организационной, трудовой и др.

При переходе от начальной ступени обучения в средние классы учебная работа подростков осложняется тем, что вместо установления отношений с одним единственным учителем приходится устанавливать их с несколькими сразу. У всех учителей разные требования и отношения к учащимся, разная степень мастерства, эрудиции. Вследствие этого у подростков создаётся дифференцированное отношение как к учителям, так и к подаваемы ими предметам, у подростков формируются новые критерии оценки д-ти и личности взрослого человека. Подростки, уже в 7-8 классах, ценят знающих учителей, умеющих интересно объяснять материал, строгих, но справедливых по отношению к учащимся. И нередко этими отношениями учитель создаёт желание, интерес и потребностьь подростка соответствовать его требованиям. И даже появляется стремление к самостоятельной работе, желание приобретать знания, выходящие за пределы школьной программы. Не менее важное и главное для подростка в этом стремлении – почувствовать себя более взрослым и самостоятельным не только в глазах любимого учителя и сверстников, но и в своих собственных. Важным стимулом к учению являются притязания подростка на признание среди сверстников.

Социальной ситуацией развития подростков считаютвхождение в общение со сверстниками, подчинение правилам этого сообщества.

Л.С. Выготский и Ж. Пиаже обращали особое внимание на развитие мышления. Поэтому ведущим новообразованием данного возрастного периода является появление абстрактно-логического мышления. В целом происходит стремительное развитие всех психических процессов подростка: развитие образной устной речи, восприятие становится целенаправленным, избирательным и аналитичным; увеличивается объем памяти, с опорой на смысловые связи, все психически процессы интеллектуализирутся; воображение приобретает творческий характер (как отмечает Л.С. Выготский, происходит уход в сферу своих фантазий).

Восприятие подростка становится целенаправленным, избирательным и аналитическим. Оно более содержательно, планомерно и последовательно.

Память интеллектуализируется, её объем увеличивается за счёт опоры на смысловые связи, становится доступным запоминание абстрактного материала. Увеличивается полнота, системность и точность запоминаемого и воспроизводимого материала, так как появляются приёмы осмысленного запоминания. И вместе с тем, особенно у мальчиков, появляется пренебрежительное отношение к заучиванию. И поэтому при ответах обнаруживают лишь узнавание материала, когда кто-то его правильно воспроизводит.

Под влиянием абстрактно-логического мышления существенные изменения происходят в воображении подростков. Оно становится творческим, по Л.С.Выготскому, «уходит в сферу фантазий», прежде всего, связанных с интимными отношениями или мыслями о них, которые подросток сохраняет тайну.

Эмоционально-волевая сфера подростка характеризуется доступностью для него всех высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических.

В связи со взрослением и продолжающимся развитием рефлексии у подростков происходит заострение характера и акцентуация типов личности. Но, по мнению Выготского, в структуре эмоционально-волевой сферы и личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все течёт, подвержено изменениям в связи с формированием самосознания и предпосылок к появлению самоопределения и целой иерархической системы ценностных мотивов личности. Личность подростков столь же противоречива, как и их биологическое созревание. Это также является доказательством того, что подростковый период знаменует собой переход от детского состояния к взрослому. Особенностью этого перехода является сосуществование черт детскости взрослости. Это происходит, с одной стороны, из-за кардинальных изменений организме подростка на пути его к биологической зрелости.

Традиционно личность подростка принято рассматривать как не только стремящуюся к самостоятельности и независимости, но и противопоставляющую себя взрослым, отчуждённую от них, и в то же самое время желающую среди них занять свою «взрослую позицию». Это не случайно, т.к. в подростковом возрасте перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. У него, писала Л.И.Божович, «развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счёте,к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».

Подростковый возраст часто называют критическим и трудным периодом жизни человека. В рамках этого возраста выделяют 2 кризиса: 11-12 и 15-16 лет. Первый знаменует собой завершение младшего школьного возраста и начало собственно подросткового периода со всеми характерными для него особенностями, второй – обозначает конец подросткового возраста и начало раннего юношеского периода. Уж в 11-12 лет появляется представление о себе как «не о ребёнке». Подросток решительно отвергает свою принадлежность к детям и не желает заниматься тем, чем ещё совсем недавно охотно занимался, теперь называет это «детскими забавами». Основной чертой их негативных кризисных проявлений становится эмоциональная чувствительность, раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние, возникающее помимо понимания и воли подростков. Они становятся непокорными, капризными, а мальчики часто проявляют драчливость и неуправляемость.

Основными чертами личности подростков являются, во-первых, самоутверждение и, во-вторых, дисгармония постановки целей и их достижений.

Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые приводит к притязаниям на новые права, к стремлению стать равноправным со взрослым. При этом права взрослых по отношению к себе ограничивает, а свои права неправомерно расширяет и самоутверждается, требуя к себе уважения, доверия, полной самостоятельности и возможности занять более взрослую позицию в жизни.

Повышенные запросы и притязания подростков на вход во взрослую среду могут проявляться в крайних вариантах – от гипертрофированного самоощущения взрослости до почти полного отсутствия. Часто это не столько само взросление, сколько его имитация, т.е. только повышенное чувство взрослости.

Подросток хочет быть самостоятельным, независимым от близких взрослых, он часто повторяет «я уже не ребёнок», «я сам знаю, я сам могу», но при этом предъявляет повышенные требования не к себе, не к своим действиям и возможностям, а к родителям. Он считает, что именно они обязаны обеспечить его запросы и удовлетворить его потребности. При этом, предъявляя повышенные требования, подросток не всегда умеет правильно понимать и учитывать для этого реальные возможности.

Э.Эриксон в своей теории развития личности выделяет полярные качества формирующиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях. Объединяя в один возрастной период отрочество и юность 12-20 лет, областью социальных отношений в которых является группы сверстников, при благоприятных условиях возникает идентичность (цельность) личности, что в последствии приводит к формированию таких качеств как самоопределение, преданность и верность. В противном случае возникает непризнание себя как личности.

Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял стадию формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: