double arrow

Чистая монополия. Особенности ценообразования в условиях чистой монополии


Чистая монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Монополия имеет место, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта или услуги в отрасли (в этом случае понятия "фирма" и "отрасль" совпадают).

Характерные черты рынка чистой монополии: 1. Единственный продавец. 2. Отсутствие близких заменителей продукта - он уникален. 3. Полный контроль над ценой. 4. Заблокированное вступление в отрасль для новых конкурентов.

Господствующее положение в производстве и на рынке позволяет монополисту диктовать цену и контролировать её.

Монополия появляется на рынке тогда, когда существуют входные барьеры, препятствия для проникновения на рынок новых продавцов.

Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом производства. Поэтому на 1ый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода.

Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательный спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках.




Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:

· по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предоставляется бесплатно);

· по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;

· по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;

· по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.

В целом последствия монополизации носят отрицательный характер. 1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших тех. средств. 4. Монополия, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.







Сейчас читают про: