double arrow

Неравенство доходов и уровень жизни населения

Социальная политика государства направлена на поддержание и повышение уровня жизни различных слоев населения страны. Уровень жизни выражается системой количественных и качественных показателей: общий объем потребляемых благ, реальные доходы населения, условия труда, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения, культуры.

Для международных сопоставлений Организация Объединенных Наций использует так называемый «индекс человеческого развития», исчисляемый как средний из трех показателей: ВВП в расчете на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровень образования (лет учебы). По этому индексу в 1990 году Россия занимала 37 место в мире, сейчас примерно в конце первой сотни.

Одной из важнейших характеристик уровня жизни являются данные о бюджетах семьи. Бюджет семьи – это структура всех ее доходов и расходов за определенное время. Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. Реальный доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы. Данные о семейных бюджетах позволяют оценить степень экономического развития страны. Немецкий статистик Эрнст Энгель еще в прошлом веке обнаружил зависимость между долей расходов семьи на питание и уровнем благосостояния. Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно увеличивается. Доля питания в общих расходах семьи в среднем: США – 10%, Япония – 15%, Греция, Португалия – 35%. В развитых странах принято считать, что превышение этого показателя 30%-ти является одной из характеристик бедности. В России доля расходов на покупку продуктов питания в структуре расходов домашних хозяйств менялась следующим образом: 1980г. – 36%, 1990г.- 31,5%, 1995г. – 49%, 2000г. – 47,6, 2003г. – 37,7, 2005г. – 33,2.

При распределении доходов по их величине проявляется существенное неравенство. Неравенство в персональных доходах обусловлено следующими факторами:

1) Различие в способностях;

2) Различие в образовании и профессиональной подготовке;

3) Профессиональный вкус и риск;

4) Владение собственностью;

5) Господство на рынке;

6) Удача, связи, несчастья и дискриминация.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов демонстрирует кривая Лоренца (Рис.3). На оси абсцисс нанесено число семей (в % от общего числа), а на оси ординат – доля в общем объеме личных доходов. Возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой

Рис.3

Заштрихованная часть между линиями К и ОВ отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем дальше отстоит ОВ, тем больше неравенство. Отношение заштрихованной площади к площади треугольника ОАВ называется коэффициентом Джинни.

В России в 2005 г. 20% нижних получили 7% всех доходов, а 20% верхних – 42%. Коэффициент Джини: Япония – 0,270, Швеция - 0,291, Германия – 0,295, США – 0,239, Бразилия – 0,566, Россия в 1991г. – 0,260, 1995г. – 0,381, 2000г. = 0397, 2003г. – 0,403, 2005г. – 0,405.

Другой показатель дифференциации доходов – децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокодоходных граждан страны и 10% наименее обеспеченных. Для развитых стран этот показатель в пределах 3 – 8 (США – 6, Швеция – 3), для стран Южной Америки – 10 - 15. В России в 1991 году – 4,5, в 1993 г. – 11, в 1998г. – 14,0, 2000г. – 13,9, 2003г. – 14,5, 2005г. – 14,8.

Для России сейчас крайне важно научиться правильно пользоваться механизмом регулирования дифференциацией доходов. Этот механизм создан в развитых странах. В основе этого механизма лежат три элемента.

1) Разделение функций работодателей и государства. Работодатели озабочены уровнем доходности фирм и потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда. Государство озабочено поддержанием по всей стране социального мира.

2) Прогрессивное налогообложение личных доходов. Прогрессивное налогообложение доходов – система изъятия доходов в пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно возрастает по мере увеличения абсолютной величины личных доходов гражданина.

3) Система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей. Социальный трансферт – денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан.

Какова оптимальная степень неравенства? Не существует общепринятого ответа на этот вопрос. Фундаментальная проблема - соотношение между неравенством доходов и эффективностью. Большие налоги и значительные пособия ослабляют стимулы к эффективному труду. Кроме того, перераспределение связано с определенными потерями (содержание чиновников, воровство), что получило название проблемы «дырявого ведра». Другими словами, если деление пирога дохода на более равные кусочки приводит к уменьшению самого пирога, то с каким его уменьшение общество может согласиться? По расчетам Артура Оукена, утечка из «ведра» перераспределения составляет в США 250 долл. из каждых 350 долл., предназначенных для пособий.

Важным направлением социальной политики является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения в число имеющих право на получение социальной помощи используется понятие – черта бедности.

Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический. Физиологический (бюджет прожиточного минимума) (БПМ) рассчитан на удовлетворение основных физических потребностей. Социальный (минимальный потребительский бюджет) (МПБ) помимо физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Для определения прожиточного минимума используется обычно метод потребительской корзины. В России используется потребительская корзина, включающая в себя 19 или 25 продуктов питания. В развитых странах БПМ составляет примерно 30% минимального потребительского бюджета, в России более 60%. В развитых странах социальный минимум определяет минимальную заработную плату и черту бедности. В России величина прожиточного минимума составляла: 2000г. – 1210 руб., 2003г. -2112 руб., 2004г. - 2600 руб., что намного превышает уровень минимальной заработной платы. С 2005 года потребительская корзина рассчитывается по регионам страны.

Различают две основные формы бедности: абсолютная и относительная. Абсолютная – ниже черты бедности, относительная – когда доход не превышает 50% среднего дохода в стране.

Одна из наиболее острых социальных проблем в России – низкая пенсия. Если в развитых странах пенсия составляет не менее 60% средней зарплаты в стране, то в России ситуация в этом смысле постоянно ухудшается. Социально-ориентированная смешанная экономика требует создания адекватной системы социальной защиты, которая должна опираться на базовые принципы социальной устойчивости и социальной ответственности. Система социальной защиты отличается от прежней системы социального обеспечения, которая была основана на всеобщих гарантиях. Конкретными направлениями новой системы социальной поддержки:

- создание современной системы социальной поддержки;

- формирование адресной социальной помощи;

- обеспечение минимальных общественных гарантий гражданам страны;

- развитие социального сектора на рыночной основе;

- формирование нового финансового механизма социального обеспечения, использующего и негосударственные финансы;

- широкое использование новых принципов и методов социального обеспечения и, прежде всего, страховых.

Таким образом, если система социальной защиты охватывает весь спектр направлений и методов преобразований в социальной сфере, то ее отдельные направления рассчитаны на разные группы граждан и характеризуют отдельные пути решения общей задачи создания социально-ориентированной экономики.

Обеспечение минимальных социальных стандартов – это меры государства по созданию таких принципов и методов социальной защиты, которые создают всем гражданам страны возможность получать определенные виды социальных услуг и минимальный объем социальных благ, независимо от степени участия в производственной деятельности.

Развитие социального сектора включает преобразования отраслей и институтов, обеспечивающих социальные потребности. Это прежде всего реформирование образования, медицинского (обслуживания), социального (обслуживания), жилищно-коммунального обслуживания, а также других структур, которые обеспечивают социальную защиту.

Формирование нового финансового механизма для социального сектора, охватывающего преобразования в области расширения источников повышения эффективности и использования финансовых ресурсов.

Новые механизмы социальной защиты предполагают усиление адресности социальной помощи, совершенствование системы социального страхования, включающее реформу пенсионной системы. Социальное страхование позволяет страховать риски, присущие рыночному хозяйству.

Основные термины: рента, процент, номинальная заработная плата, реальная заработная плата, реальный доход, индекс человеческого развития, кривая Лоренца, коэффициент Джинни, минимальный потребительский бюджет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: