Открытая монополия

Она более типичная, она возникает в результате конкурентной борьбы. Эта монополия, которая стала единственным производителем или поставщиком какого-либо товара. Как правило монополии такого типа не защищены никакими внеэкономическими мерами, поэтому как правило они не очень устойчивы.

Можно также утверждать, что устойчивость монополий – понятие весьма относительное. Дело в том, что часто монополиями бывают те фирмы, которые первыми заходят на рынок, или первыми начинают применять какую-нибудь технологию. Исходя из этого они являются монополиями открытыми. Но фактически они являются монополиями, носящими временный характер. Например, та фирма, которая впервые стала выпускать видеомагнитофоны, она некоторое время была монополистом. Потом ее продукция была скопирована.

Современная модель монополии основывается в общем на 4-х предпосылках. Во-первых – это единственный производитель продукции, у которого отсутствуют близкие заменители. Во-вторых, одному продавцу (покупателю) соответствует большое число покупателей (продавцов). Исходя из этого модель полной двухсторонней монополии не очень типична.

В третьих – имеются высокие входные и выходные барьеры.

В-четвертых, участники рыночных отношений имеют достаточную информации, иногда полную, иногда близкую к полной, ибо здесь не возникает никаких проблем, связанных с сокрытием информации. Вот что касается рыночных ситуаций.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Во многих западных странах вред монополий распознали более 100 лет тому назад. Почему монополия вредна? Если мы будем рассматривать интересы граждан, интересы государства, интересы монополии, то мы выясним, что совпадение интересов монополии с интересами граждан, с интересами государства гораздо ниже, чем совпадение интересов граждан с интересами государства. Монополия, пользуясь своей властью, она может диктовать свои условия и государству, и гражданам. Это вызывает разнообразные проблемы. И государство эти проблемы пытается каким-то образом решить.

Первый антимонопольный закон был принят в 1890 году США – закон Шермана. Он до сих пор составляет ядро антитрестовской политики в США.

В законе Шермана объявлялось противоправным любое соглашение или объединение, направленное на ограничение свободы торговли и конкуренции. Сюда относились соглашения о фиксации цен, соглашения о ценах на аукционах, договоры … потребителей.

В 1914 году был принят закон Дрейка, который расширил незаконную деятельность монополий, добавив к нарушениям антимонопольного законодательства такие формы как ценовую дискриминацию, переплетающийся директорат, а также слияние, которое конкуренцию ограничивает.

В 1914 году была создана специальная комиссия, которая контролировала соблюдение антитрестовского законодательства, правительственная торговая комиссия. И она же с 1938 года начала следить за добросовестностью рекламы.

Мы воспитываемся на примерах, изложенных в советских учебниках, а в них отношение к монополиям обычно очень плохое. Это произошло по ряду объективных причин. В советской литературе считалось, что монополия это та агрессивная часть капитализма, которая подавляет рабочих. В США имели схожую точку зрения, но вместо рабочих они ставили слово «потребители».

Существуют и иные подходы. Если мы посмотрим на европейское или японское законодательство, то мы увидим, что оно гораздо мягче. Там много оговорок, которые допускают наличие картельных соглашений, которые разрешают монопольную деятельность.

В ряде стран существует такое явление как государственно-монополистический капитализм. Прежде всего Корея. Экономика Южной Кореи основывается на промышленных гигантах, так называемых концернах Чиволи. Это в чистом виде монополии. Если бы Корея вдруг начала бороться против монополий и ввела у себя антимонопольное законодательство, то через неделю ее экономика «приказала бы долго жить». Или ее правительство «приказало бы долго жить». Одно из двух, но ничем хорошим бы это не кончилось.

В Японии ситуация тоже интересна. Сама по себе идея взаимного участия, когда несколько японских корпорация обменивается акциями, и возникает некий неформальный конгломерат, когда компания А владеет контрольным пакетом компании В; компания В владеет контрольным пакетом компании С; а компания С владеет контрольным пакетом компании А. Это вызвало бы в Америке массу негативных соображений с точки зрения соблюдения или несоблюдения антимонопольного законодательства.

Однако в Японии традиция такая. Поэтому не всякая монополия плоха.

Российское антимонопольное законодательство не настроено на то, чтобы изжить все монополии в корне. Оно ориентировано на то, чтобы контролировать их деятельность и максимально способствовать тому, чтобы действия монополий держать в определенных выгодных государству и потребителям рамках. Но не более.

Посмотрим на то, какие основные нарушения антимонопольного государства выделяются в мировой практике, что это такое и в каком состоянии находится наше антимонопольное законодательство?

Прямыми нарушениями антимонопольного законодательства в международной практике традиционно считают:

1. Фиксирование цен, ценовой сговор, когда несколько фирм договариваются, и приходят к идее, что неплохо бы зафиксировать цены. Поэтому в один момент выясняется, что у всех конкурирующих фирм цена одна и та же. Ценовой сговор очень трудно доказать, потому что они же не заключают официальные документы. Это обычно ничем не кончается, кроме громкого скандала. Вот когда был бензиновый кризис, вроде бы удалось доказать сговор. Но ничем существенным не кончилось.

2. Договор слияния. Все стороны, которые объявили о слиянии, должны доказать, что это не приведет к ослаблению конкуренции. Представим, что у нас существует 2 фирмы, одна из которых контролирует 15% рынка, а другая 20%. Если они сольются, и будут работать нормально, то они будут контролировать 35% рынка. Понятно, что это приведет к ослаблению конкуренции, потому что если до этого были компании, которые контролировали 10% рынка и имели значительный вес, этот вес потеряют. Исходя из этого, этот вопрос непростой.

Ограничивается не только горизонтальное слияние, т.е. слияние с конкурентами, но ограничивается и вертикальное слияние, которое идет в рамках политики вертикальной интеграции. Это слияние со всеми структурами, которые добавляют ценность либо вперед, вплоть до конечного потребителя, либо назад, вплоть до производителя ресурсов. Получается, что вертикальная интеграция заключается в интеграции по цепочке добавленной стоимости соответственно с теми кто отделяет нас от конечных потребителей, т.е. с разными дистрибьюторскими сетями, либо с теми, кто отделяет нас от ресурсов. Понятно, что эта вертикально интегрированная компания, которая включает в себя все, начиная от добычи ресурсов и кончая продажей конечной продукции, она может обладать очень большой властью, потому что она контролирует все стадии производственного процесса, и этот контроль может вылиться в очень печальные для всех остальных вещи. Она неповоротлива, неэффективна. Иногда, контролируя стратегически важные точки в этом процессе, она кому хочет, тому продает, а кому не хочет, и не продаст. Или контролирует все сбытовые сети. Исходя из этого …

Все эти проблемы влияют на конкуренцию.

Кроме этого ограничивается еще конгломеративное слияние как правило из-за того, что фирма довольно большую власть в самых разнообразных секторах экономики. Хотя конгломеративное слияние должно быть очень крупным, потому что фирма-конгломерат – это слияние не обязательно с производителями такой же продукции, как у меня, возможно с производителями-субститутами.

3. Ценовая дискриминация. Законодательство многих стран не запрещает. Однако на практике в ряде случаев ценовая дискриминация приветствуется для достижения социально полезных целей. Продажа пенсионерам продуктов с большими скидками – это дискриминация, но вместе с тем это дело хорошее. Поэтому получается, что давая крупные скидки каким-то специфическим категориям, мы проводим ценовую дискриминацию, однако она обществом воспринимается абсолютно по-другому.

4. Связанные контракты. Связанный контракт возникает тогда, когда продавец обуславливает продажу своего товара потребителю покупкой потребителем иных товаров. Что это? Им очень активно пользовалась советская торговля, это так называемая торговля «с нагрузкой». Покупаешь кусочек мяса и вместе с ним кладут кусочек кости. Или покупаешь кусочек мяса, а к нему вам кладут кусочек жира с косточкой. Или покупаешь 3 билета на «Лебединое озеро» в Мариинку, а вместе с ними вам дают еще 3 билета на балет «Повесть о настоящем человеке».

5. Исключительный контракт. Он заставляет потребителя покупать товар данного вида только у данного конкретного продавца. Или те товары, которые используются вместе с товарами данного вида. Т.е. в противном случае продавец отзывает все свои гарантийные обязательства.

В 1990-х годах, в годы расцвета «черного капитализма», у нас компьютерные фирмы отзывали свои обязательства, если вы купите мышку не у них. Более того, некоторые отдельные поставщики этой техники требовали, чтобы их группа еще этот компьютер у вас на дому и собрала, да еще за дополнительную плату. В противном случае они утверждали, что гарантийные обязательства на товар не распространяются.

6. Переплетающийся директорат. Он возникает когда некий субъект является членом совета директоров двух и более конкурирующих фирм. Почему возникает такой запрет? У нас существует 5 конкурентов. Если выясняется, что среди членов совета директоров пяти конкурентов 75% занимаю одни и те же люди, то понятно, что им не нужно даже сговариваться, они и так проводят слаженную политику. Исходя из этого, цены они поднимают одновременно. В США существуют определенные ограничения на переплетающийся директорат. Считается, что человек не может быть членом совета директоров двух конкурирующих компаний, если их капиталы превышают 1 миллион долларов. Если капитал не превышает, то можно. Действительно, что может сделать компания с совокупным капиталом меньше 1 миллиона долларов?

7 нарушение. Монополизация значительной части рынка. В законодательном порядке обычно устанавливается понятие «предельная доля рынка», которую занимают одна, две или три компании в отрасли. В США считается, что доля одной компании не должна превышать 60% продаж. В России – 65%.

8 нарушение. Раздел рынков с целью монополистического контроля. Это картельное соглашение.

Картель – это группа конкурирующих фирм, которые вступили в сговор с целью раздела рынка. Что получается? Картель – есть некая коллективная монополия. Они могут слаженно поднять цены и разделить ту прибыль, которая возникает от этого поднятия цен.

Картели лучше функционируют, когда либо спрос стабилен, либо вход в отрасль труден, либо и то и другое. Вообще, существует достаточно малое число членов картеля. Картелями могут быть не только частные структуры.

Самый известный картель – корпорация «Де Бирс», которая занимает доминирующее положение на рынке алмазов в мире. Почти монополист. Картели бывают созданными государством, например _______.

Для создания картеля необходимо:

Убедиться в наличии барьера для входа в отрасль новых поставщиков. Если такого барьера нет, то создать картель невозможно, потому что новые поставщики зайдут на рынок, и вместо того чтобы нам наслаждаться высокой ценой, они часть сливок снимут сами, да еще создадут избыточный спрос на рынке, что может привести к нашим потерям.

Определить общую емкость рынка.

Установить квоты продаж для каждого члена картеля.

Установить контроль за соблюдением этих квот.

Понятно, что каждый член картеля имеет большие стимулы обмануть других участников. Поэтому картели внутренне нестабильны. Понятно, что если я снижу цену немножко, то я получу прибыль за счет огромного количества покупателей, которые ринутся покупать мой товар. Например, у всех он стоит 14, а у меня 10. Исходя из этого зачастую идет такое специфическое переманивание потребителей.

Поэтому картели внутренне нестабильны, часто соблазн очень велик, кооперация нарушается. Например я думаю: у меня квота 8%. Но если я чуточку увеличу производство, стану выпускать 9%, ведь никто и не заметит. Но через некоторое время выясняется, что очень многие участники картеля так думают, и на рынке образуется явный переизбыток продукции, что сокращает прибыли членов картеля.

Это основные нарушения антимонопольного законодательства, которые приняты в мировой практике. Помимо законотворческой деятельности, которая все это запрещает, антимонопольная политика государства включает в себя:

1) прогрессивное налоговое обложение сверх-доходов монополий:

2) установление верхних или нижних пределов уровня цен на продукцию или услуги монополии;

3) национализация, или огосударствление отдельных неисправимых монополий;

4) регулирование объемов производства через системы субсидий, госзаказов.

Российская антимонопольная практика имеет уже 16-летнюю историю. Все началось с закона о конкуренции, который вышел в 1991 году, и с тех пор неоднократно изменялся.

Основные положения Закона о конкуренции. Это конкуренция, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, монопольно высокая и монопольно низкая цена.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующий товарный рынок.

Это довольно краткое определение. Поскольку доминирующее положение определяется гораздо более подробно. Исходя из этих определений фактически можно посчитать фирму монополистом в самых разнообразных ситуациях.

Доминирующим положением можно назвать исключительное положение хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, либо нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, (а) если он контролирует больше 65% рынка, (б) если он контролирует больше 35% рынка и при этом соответствует определенным признакам, которые устанавливаются антимонопольным комитетом. (перечислять не буду).

Понятие недобросовестной конкуренции. Это любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положению действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могут причинить (или уже причинили) ущерб другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), либо нанести ущерб их деловой репутации.

Это достаточно загадочное определение. По этому определению практически все успешно действующие компании можно отнести к компаниям, которые используют недобросовестную конкуренцию. Например, я ввел на рынок новый стиральный порошок, который например лучше растворяется в воде и лучше отстирывает. Если я обнародую эти сведения, то получается, что я подорву деловую репутацию всех моих конкурентов, потому что я таким образом косвенно буду утверждать, что все они реализуют продукцию отнюдь не самую лучшую.

Что касается требований добропорядочности, разумности и справедливости, то здесь совсем загадочная вещь. Посмотрите на хозяйствующего субъекта через призму добропорядочности. Сектор торговли оружием относится к этому? Если исходить из этого определения, то нужно закрыть все казино, ночные клубы, потому что они уж совсем не соответствуют понятию добропорядочности, разумности и справедливости.

Что такое разумность? Одна из датских страховых компаний первая додумалась до того, что услуги страховых компаний интересуют не только людей добропорядочных, но и остальных тоже. Исходя из этого они перешли на работу 24 часа в сутки, и вечерние и ночные смены работали сотрудники, которые могли изъясняться соответственно. Все эти люди, которые садились в машину в пьяном виде, неизвестно чем занимались, возвращались домой ночью, они тоже могли получить свои страховые услуги. Безусловно ставки страхования для них были выше. Но до этого их вообще никто не брался страховать. Исходя из этого эта компания сразу выбилась в лидеры страхового рынка. Потом их успех пытались повторить.

Поэтому к этому определению много разнообразных придирок, и антимонопольное законодательство вещь достаточно сложная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: