Основы теории мультипликатора

Мультипликатор (приращение дохода к приращению инвестиций) – числовой коэффициент, показывающий изменения количества величины в экономике при воздействии на каждую единицу этой величины. Впервые термин был введен Р.Каном. Теория мультипликатора объясняет существование стимулирующей роли вложений в данной сфере экономики на расширение общего производства и занятости в других сферах национальной экономике. Явление мультипликатора связано с тем, что, во-1ых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-в2ых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода. Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта – так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведет к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Т.о., парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объему сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.

эффект мультипликатора инвестиций дополняется эффектом акселератора.

Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение между приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем.

 

Экономическое развитие страны является не только следствием вложения в нее инвестиций, но служит исходной базой для увеличения их в будущем. В связи с этим целесообразно все инвестиции разделить на автономные и производные (индуцированные). Величина первых не зависит от сложившегося уровня ВНП и может рассматриваться в качестве первоначального толчка к активным действиям предпринимателей на рынке. Именно эти инвестиции и создают эффект мультипликатора. Величина вторых является следствием предыдущего развития: предприниматели, видя, что объем национального производства растет и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате, на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, т. е. эффекту акселератора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: