Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятый в 1998 г., разделяет муниципальные должности на три категории:
- категория «А» - выборные муниципальные должности, т. е. замещаемые в результате муниципальных выборов. Эти должности занимают депутаты представительных органов, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица местного самоуправления;
- категория «Б» - замещаемые по трудовому договору (найму) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, замещающих должности категории «А». К этой категории относятся заместители, помощники, референты и другие служащие;
- категория «В» — иные муниципальные служащие, работающие по трудовому договору.
Под муниципальной службой понимается служба только на должностях категорий «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому договору.
Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы, классификация муниципальных должностей и порядок присвоения квалификационных разрядов муниципальном служащим. Установлены также ограничения, связанные с муниципальной службой, права и социальные гарантии для муниципальных служащих.
В законах субъектов РФ о муниципальной службе устанавливаются реестры муниципальных должностей, соотношения должностей муниципальной и государственной службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, рамочные требования к правам и обязанностям муниципального служащего, система поощрений и наказаний для него, денежное содержание муниципального служащего, требования к порядку поступления на муниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой. С учетом перечисленных рамочных требований вопросы регулирования муниципальной службы определяются уставами и правовыми актами муниципальных образований.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Критерием доступа к муниципальным должностям может быть только наличие образования и квалификация работника.
85. Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегическое планирование в муниципальном образовании
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач (см. рис.).
Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития.
Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Средства на реализацию целевых программ отражаются в бюджетах соответствующих уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального бюджетов.
Может быть два основных прогнозных документа, подлежащих разработке на муниципальном уровне. Это концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития муниципального образования. Но может быть и один обобщающий документ. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3-4 года) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок разрабатывается стратегический план, но в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.
Структура этой концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования может включать следующие разделы.
1. Стартовые условия исходной социально-экономической ситуации.
2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития.
3. Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы: развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории; формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики; социальная политика; обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства; экологическая политика; развитие человеческого потенциала территории; совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
4. Подпрограммы. В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».
5. Механизм реализации концепции социально-экономического развития.