Экологическая функция государства

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного государства и включает в себя деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологическая функция обеспечивает физическое выживание каждого человека, его потомков в среде их обитания. В рамках этой функции важнейшее значение имеет решение проблем охраны окружающей среды. Только в условиях должного качества окружающей среды возможно решение проблемы рационального использования природных ресурсов. Она объединяет основные направления внутренней и внешней деятельности государства по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Экологическая функция государства как политической организации об­щества стала рассматриваться сегодня в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы исполь­зования и охраны природы решались в процессе экономической дея­тельности государства и не выходили за рамки экономической функции.

Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интере­сов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав чело­века на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.

Природопользование предусматривает деятельность по извлечению по­лезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворе­ния экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономи­ческий, но и охранительный эффект.

Охрана окружающей среды как вид экологической деятельно­сти государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юриди­ческого вмешательства в регулирование отношений по охране и исполь­зованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения право­вых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодей­ствии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нор­мативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные зако­номерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «обще­ство и природа».

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осу­ществления.

Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

1) К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных пра­вовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятель­ность.

Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных ор­ганов по реализации экологических норм права.

Правоохрани­тельной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Таким образом, названные правовые формы осуществления экологи­ческой функции российского государства реализуются преиму­щественно в рамках специализированных ветвей власти - за­конодательной, исполнительной и судебной.

2) К организационным методам осуществления функции госу­дарства по природопользованию и охране окружающей среды от­носится принятие экономических мер (бюджетное финансирова­ние, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допус­тимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, эко­логической сертификации, мониторинга, экологического контро­ля и др.

Хотя организационные методы не являются правовыми, однако важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окру­жающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Важную роль в реализации экологической функции государства принадлежит правоохранительным органам.

Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.

Экологическая функция прокуратуры сводится к деятельности по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, соблюдения правил природопользования. Предметом надзора при этом служат: нормативно-правовой акт, приня­тый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом (не проти­воречит ли он закону); действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством вынесе­ния протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производ­ства об административном правонарушении, предъявления иска о воз­мещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

МВД России выполняет широкий спектр экологических функций, в том числе:

- охрана общественного порядка;

- борьба с правонарушениями и преступностью;

- противопожарная безопасность;

- безопасность движения;

- охрана определенных объектов экологического значения.

Задачи ОВД в области охраны окружающей природ­ной среды:

- обеспечение экологических прав граждан;

- предупреждение и пресечение экологических преступлений и админис­тративных правонарушений;

- раскрытие экологических преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопас­ности;

- помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Рассматривая имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, арбитражный суд способствует укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы.

Задачи арбитражного суда:

- защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

- содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и ук­реплению законности в экономических отношениях.

Споры, возникающие в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения эко­логической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью - предмет рассмотрения арбитражного суда.

В зависимости от структуры эколого-хозяйственные дела подразделяют­ся на следующие категории:

- о взыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов;

- о взыскании ущерба, причиненного уничтожением, повреждением рыб­ных запасов;

- о взыскании ущерба, причиненного загрязнением, порчей земель, унич­тожением плодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивации земель;

- о взыскании ущерба, причиненного уничтожением или существенным повреждением лесных массивов;

- о взыскании ущерба, причиненного уничтожением диких животных и птиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: