Технология строительства и ремонта городских дорог, производственная база городского дорожного хозяйства

Улицей называется полоса территории города или населенного пункта, ограниченная застройкой и предназначенная для движения пешеходов и всех видов городского транспорта. Улица включает в себя проезжую часть, тротуары, зеленые насаждения, указатели переходов, ограждения, а также мосты и др.; под улицей размещены подземные сети и сооружения. Они аккумулируют воды, образующиеся при ливневом стоке и снеготаянии, и отводят их открытыми лотками или подземной сетью водостоков в реки и водоемы.

Основное отличие городских дорог от улиц заключаются в том, что они трассируются преимущественно по незастроенным участкам города, на них значительно меньше пересечений, чем на улицах, а под ними меньше подземных сооружений.

Городские дороги должны трассироваться с учетом ландшафта окружающей местности. При проектировании продольного профиля этих дорог рекомендуется избегать больших выемок и насыпей. Трасса городских дорог прокладывается вдоль полосы отвода железных дорог, промышленных предприятий, а также по направлениям значительных потоков транспорта, преимущественно в обход жилых районов.

Сеть улиц и городских дорог необходимо проектировать в соответствии с ростом пассажирского и грузового автомобильного транспорта с учетом перспективного его развития на расчетный срок планировки города (20-25 лет).

Конструкции дорожных одежд должны быть прочными и долговечными. Обычно применяются многослойные дорожные одежды со слоями различной прочности. Верхние слои подвергаются непосредственному воздействию транспорта и климатических факторов, нижние предназначены для распределения давления от нагрузки на подстилающий слой или грунт земляного полотна. Приветствуется использование местных материалов.

В многослойной дорожной одежде различают следующие основные конструктивные слои: покрытие, основание и подстилающий слой.

Покрытие - это верхняя часть дорожной одежды, сопротивляющаяся истиранию, ударам от колес транспорта и атмосферным воздействиям (главным образом выветриванию и прониканию поверхностной воды). В покрытиях выделяют верхний слой, непосредственно подвергающийся износу; его называют слоем износа. Слой износа наиболее быстро разрушается и может периодически возобновляться. В цементно-бетонном покрытии слоя износа не выделяют, в процессе эксплуатации этих покрытий толщина их уменьшается и не восстанавливается. Слой износа должен быть достаточно шероховатым, обеспечивающим хорошее сцепление с протекторами покрышек автомобилей. При водопроницаемом верхнем слое покрытия по нему устраивают защитный слой путем разлива вязкого материала, россыпи мелких высевок из камня крепких пород с последующей их прикаткой катками.

Основание дорожной одежды предназначено для распределения давления, передаваемого через покрытие от колеса автомобиля на нижележащий подстилающий слой.

Подстилающий слой укладывается непосредственно на уплотненный грунт земляного полотна и устраивается из местных дешевых материалов: шлака, кирпичного боя, песка. Назначение этого слоя - передача давления на грунт земляного полотна.

К текущему ремонту дорог относятся работы по предупреждению разрушения дорог и исправлению мелких повреждений. В зависимости от повреждений различают следующие виды дорожных работ текущего характера:

- исправление просадок и отдельных изношенных участков площадью до 200 кв.м (или не более 20% площади проезжей части улицы);

- ликвидация отдельных повреждений и просадок тротуаров картами площадью до 50 кв.м (при общей площади участков, подлежащих ремонту, не более 20% площади);

- ликвидация «волн» и «наплывов» на дорожном покрытии;

- заделка мелких ям, трещин, швов на дорожном покрытии;

- исправление и замена отдельных бортовых камней на участках общей протяженностью до 100 м;

- восстановление покрытий после разрытия на проезжей части улиц и тротуарах.

Текущий ремонт основных магистралей и улиц проводится, как правило, в ночное время с оформлением специальных разрешений по утвержденной форме. Место ремонта дорожного покрытия должно быть обустроено дорожными знаками и ограждающими средствами.

Экономия расходов на ремонт и содержание дорог не только является невыгодной, но и оборачивается увеличением общей стоимости перевозимых товаров из-за повышения стоимости транспортных услуг. В среднегодовой оценке, 1 рубль, израсходованный на ямочный ремонт и укладку нового слоя асфальтобетона, позволяет сэкономить от 1,4 до 44 руб. эксплуатационных расходов, в зависимости от интенсивности движения по дороге. В денежном выражении, реконструкция дорог стоит в три раза дороже, чем их регулярные ремонт и содержание в течение 10 – 20 лет.

Если содержание дороги осуществляется не на должном уровне, разрушение дорожной конструкции происходит ускоренными темпами (в основном за счёт переувлажнения земляного полотна, ускоренного разрушения дорожного покрытия и элементов земляного полотна).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: