Экономико-географические характеристики города

Экономико-географическое положение любого субъекта хозяйственной деятельности или таксона пространственной иерархии (населённого пункта, района, страны и др.) по отношению к другим может быть либо потенциальное, либо реализованное. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее значительные перемены в экономико-географическом положении связаны с развитием ж.-д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико-географических характеристик проводят отдельный анализ транспортно-географического и политико-географического положения. Первое определяется степенью доступности других объектов, имеющих для данного экономико-географического положения экономическое значение; эта доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, надёжностью функционирования транспортных систем, отсутствием разного типа барьеров. С политико-географическим положением тесно связаны сами возможности установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, внешние опасности и угрозы. В пространственном аспекте обычно выделяют центральное и периферийное положения. Для городов традиционно выделяют микро– (отношения с ближайшим ареалом – двухчасовой транспортной доступности), мезо– (положение в регионе) и макроположение (в масштабах всей страны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: