Согласно ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, отвечающие признакам:
1) в их уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %;
2) доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;
3) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
а) в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
б) в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек;
в) в оптовой торговле - 50 человек;
г) в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
д) в остальных отраслях и видах деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также ИП.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
|
|
В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства, прежде всего, связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.
Под интрапренерством понимается осуществление предпринимательства внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей. Выделяются ресурсы - интракапитал - для их реализации.
Государственное предпринимательство - форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства.
В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
|
|
1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
3) экономия на масштабах производства;
4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;
5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.
Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым - для извлечения сверхприбыли.