double arrow

Право на товарный знак и знак обслуживание

Товарные знаки представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров. Знаки обслуживания являются знаками, служащими для индивидуализации выполняемых работ и услуг.

Исключительное право на товарный знак состоит в возможности его использования любым не противоречащим закону способом. Кодексом установлен только примерный перечень общеизвестных способов использования товарных знаков (п. 2 ст. 1484 ГК текст Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.)

Исключительное право на товарный знак позволяет правообладателю не только использовать принадлежащее ему обозначение, но и запрещать использование такого обозначения третьими лицами. Возможности правообладателя по запрету использования шире, чем его

возможности по использованию товарного знака. Если использовать правообладатель может только то обозначение, которое было им зарегистрировано, то запрещать использовать он может как зарегистрированный им знак, так и любое другое обозначение, сходное с зарегистрированным им знаком до степени смешения. Объем использования товарного знака зависит от того количества товаров и их классов, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. При этом исключительное право на товарный знак обладает достаточной «гибкостью», позволяя правообладателю по своему усмотрению изменять указанный объем. Можно, например, зарегистрировать товарный знак по новому классу или отказаться от исключительного права на товарный знак в отношении одних товаров (или уступить его путем заключения договора) и сохранить за собой право на товарный знак в отношении других товаров и т.д. Разновидность товарного знака также влияет на объем использования

Использование товарного знака подразделяется на реальное и номинальное. Реальное использование товарного знака имеет место, когда он используется на товарах (их этикетках, упаковках), при предложении товаров, при выполнении работ и оказании услуг. Номинальное

Использование связано не непосредственно с товарами, работами, услугами, а с деятельностью, сопутствующей их производству или реализации (например, использование на вывесках, бланках, на выставках и ярмарках и т.д.). Такое использование позволяет расширить сферу применения товарного знака и обеспечивает признание факта его использования даже в случае отсутствия реального использования товарного знака. Последнее особенно важно в связи с возможностью прекращения права на товарный знак п о причине его неиспользования. Исключительное право на товарный знак представляет собой право не на результат творчества, а на обозначение, порой очень востребованное. Поэтому неиспользование товарного знака правообладателем в течение длительного период,правообладатель сам не использует товарный знак, но и не дает возможности использовать его другим лицам. Такая ситуация не соответствует общим принципам регулирования имущественных отношений. В связи с этим правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования его непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался (п. 1 ст. 1486 ГК). Исключительное право на товарный знак имеет срочный характер и действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную

Регистрацию товарного знака в Роспатент. Продление срока действия исключительного права осуществляется на основании заявления правообладателя, поданного в течение последнего года действия права. Правообладатель может использовать знак охраны товарного знака, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы « или латинской буквы « в окружности либо из словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»

Правовая охрана товарного знака и возникновение исключительного права на него связаны с государственной регистрацией товарного знака, которая осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Процедура государственной регистрации товарного знака включает в себя следующие стадии:

• подача заявки на государственную регистрацию товарного знака;

• экспертиза заявки;

• внесение данных о товарном знак е в Государственный реестр товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак;

• публикация сведений о государственной регистрации товарного знака.

Заявка на товарный знак должна быть полной и индивидуальной.

С точки зрения полноты заявка на товарный знак должна включать все необходимые материалы: заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, заявляемое обозначение и его описание, а также перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака (п. 3 ст. 1422 ГК). С точки зрения индивидуальности заявка подается на один товарный знак. С даты подачи заявки она становится публичной, т.е. с материалами заявки может ознакомиться любо е лицо. Кроме того, по дате подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака, с даты которого у заявителя возникает право на первоочередную регистрацию товарного знака, а также право на охрану заявленного на регистрацию обозначения. В отношении заявки может быть установлен более ранний конвенционный приоритет. Конвенционный приоритет-это приоритет, устанавливаемый по дате подачи первой заявки на регистрацию товарного знака в одном из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при условии, что заявка на государственную регистрацию товарного знака в Российской Федерации подана в Роспатент в течение шести месяцев с даты подачи указанной первой заявки. Поскольку материалы заявки с момента их подачи в регистрирующий орган становятся публичными, данное правило позволяет обезопасить правообладателя от ситуации, когда в отношении обозначения, заявляемого им на регистрацию, другое лицо подаст заявку на регистрацию тождественного или схожего до степени смешения обозначения в другом государстве – участнике Парижской конвенции.

В отношении заявки на товарный знак последовательно проводятся две экспертизы: формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака. Формальная экспертиза означает проверку наличия необходимых документов заявки и осуществляется в течение месяца с момента подачи заявки. Экспертиза заявленного

обозначения означает проверку представленного обозначения с точки зрения отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации обозначения и установления приоритета товарного знака. Если заявленное обозначение соответствует требованиям ст. 1477 и п. 1–7

ст. 1483 ГК, Роспатент должен принять решение о государственной регистрации товарного знака.

На основании решения о государственной регистрации товарного знака в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него Роспатентом осуществляется государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и в течение месяца со дня государственной регистрации выдается свидетельство на товарный знак. Сведения о государственной регистрации товарного знака незамедлительно публикуются Роспатентом в официальном бюллетене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: