Исключительное право на товарный знак. Пределы его действия

Согласно статье 1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использование товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Исключительное право может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Таким образом, помимо возможности для правообладателя использовать принадлежащий ему товарный знак любым законным способом, пунктом 2 вышеназванной статьи установлен ряд специальных полномочий, входящих в исключительное право на товарный знак. Так, исключительное право может быть осуществлено путем размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров при введении в гражданский оборот. Для индивидуализации товаров и услуг товарный знак может использоваться в рекламе, а также в предложениях о продаже товаров, которые еще не введены в гражданский оборот (например, рекламные ролики, готовящие покупателей к проявлению на рынке новых товаров с новым или уже использующимся товарным знаком). Осуществление исключительного права возможно также путем размещения товарного знака на деловой документации (бланках писем), чаще всего на сопроводительных документах (накладных). Современная правоприменительная практика свидетельствует, что большое значение имеет еще одно законодательно установленное правомочие правообладателя – использование товарного знака в сети «Интернет»: на различных сайтах, а также в доменном имени и при других способах адресации.

Рассматривая вопрос об использовании товарного знака, нельзя не упомянуть о центральном, с нашей точки зрения, понятии «введения товара в гражданский оборот». Можно утверждать, что присутствующие в большинстве норм, посвященных использованию прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе средства индивидуализации, понятия «введение в оборот», «введение в хозяйственный оборот» и «введение в гражданский оборот» находят разное толкование как у российских, так и у зарубежных специалистов. Так, в российском праве гражданским оборотом называют «совокупность сделок, заключаемых субъектами гражданского права, и возникающих на этой основе обязательственных отношений». Гражданский оборот, как следует из того же источника, представляет собой юридическую (гражданско-правовую) форму товарообмена как совокупности экономических отношений по переходу объектов гражданского оборота от одних лиц к другим.

В зарубежном праве аналогами понятия «введение в оборот» выступают «введение в рынок» (англ.), «введение в оборот» (нем.).

В американском праве применяется другое понятие «первая продажа» – «first sale», которое кажется нам наиболее близким к тому, которое используется в российском праве.

Таким образом, момент введения в гражданский оборот в общем понимании представляет собой первую сделку, совершенную в отношении товара.

Однако в отношении средств индивидуализации, понятие «введение в гражданский оборот», с нашей точки зрения, должно толковаться несколько шире, особенно при квалификации нарушения исключительных прав. К такому выводу можно прийти, проанализировав положения статьи ст. 1252 ГК РФ, согласно которому способы защиты интеллектуальных прав включают не только пресечение действий, уже нарушающих право, но и создающих угрозу их нарушения. Из положений этой статьи можно сделать вывод о том, что в данном случае мы имеем дело с расширенным толкованием «введение в оборот», которое будет включать, например, производство, незаконное хранение с целью продажи, предложение к продаже товаров с незаконно нанесенными товарными знаками.

Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается принцип обязательного использования зарегистрированного товарного знака как условия сохранения права на него. Таким образом, обладание исключительным правом на товарный знак не только наделяет правообладателя определенными полномочиями, перечисленными в ст. 1484 ГК РФ, но и налагает на него обязанности, в частности обязанность использовать свой товарный знак. Требование об обязательном использовании товарного знака является вполне обоснованным и призвано обеспечить и интенсивное и неформальное функционирование товарных знаков в гражданском обороте. Вышеназванное установление ГК РФ также способствует «очищению» реестра от «мертвых» знаков, которые не используются правообладателями для маркировки производимых товаров и снятию препятствий для производителей, готовых производить и реализовывать товары под сходными товарными знаками.

Данная норма может в ряде случаев способствовать борьбе с «пиратами» – лицами, регистрирующими на свое имя товарные знаки и тем самым перекрывающими возможность выхода на рынок реальным (фактическим) производителям товаров, в том числе и зарубежным.

Так согласно ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался. При этом бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.

При этом для целей вышеупомянутой статьи не признаются использованием товарного знака действия, хотя и формально перечисленные в п. 2 ст. 1484 ГК РФ, но не связанные с введением товаров в гражданский оборот. Таким образом, например, использование товарного знака в сети «Интернет» не будет являться использованием товарного знака при разрешении вопроса о прекращении его правовой охраны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: