Применение и толкование гражданско- правовых норм

Применение гражданского права характеризуется тем, что:

- осуществляется судебной властью или должностным лицом, наделенными функциями государственной власти, либо иным компетентным органом;

- имеет индивидуальный характер;

- направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности, юридических фактов;

-реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

-завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий:

-установление фактических обстоятельств юридического дела;

-выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению;

-принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

В гражданском праве выработаны специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.

Согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Таким образом, для применения аналогии права недостаточно отсутствия нормы, регулирующей спорное отношение, необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

При обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, следует руководствоваться п. 2 ст. 6 ГК РФ, согласно которому при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган, который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование). Пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права, причем действующую с обратной силой. Толкование закона, которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является источником права).

Толкование законодательства,которое содержится в учебной и научной литературе (комментариях, законах) является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы.

Различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принцип должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: