Физиологическая проза в русской журналистике XIX в

Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в России.

В конце40-х годов 19 века Белинский констатирует, что «кроме рассказа, давно уже существовавшего в литературе, как низший и более легкий вид повести, недавно получили в литературе право гражданства так называемые физиологии, характеристические очерки разных сторон общественного быта». Как констатирует А. Цейтлин, тщательно изучивший материал для докторской диссертации «Русский физиологический очерк», «Французские очерки были полны буржуазного оптимизма. Они представляли весь Париж, всю Францию, все ее классовые профессии, делая это с позиций существующего строя»Принцип «физиологии» общества в реакционной массовой западной журналистике был принят на вооружение в целях создания развлекательного чтения, уводящего в сторону от острых социальных проблем. Черты социальной жизни людей реакционные писатели-»физиологи» приравнивали к устойчивым функциям человеческого организма. Они уподобляли законы биологические законам социальным для того, чтобы провозгласить неизменность, естественность буржуазных порядков.

В России «физиологии» также получили широкое распространение, вытеснив почти полностью все формы так называемого «нравоописательного» очерка, широко представленного в литературе 20-х и 30-х годов. «Физиологии» пишут писатели самых разнообразных направлений. Физиологический очерк делается одним из мощных проявлений утверждавшей себя гоголевской реалистической школы. «Физиологии» натуральной гоголевской школы вскрывали социальные противоречия николаевской реакции, в то время как нравоописания Булгарина и его соратников бесстыдно лакировали действительность, замалчивали существование «черных картинок» жизни, в частности «петербургских углов», о которых написал свой замечательный реалистический очерк Некрасов. Когда один из прогрессивных писателей 40-х годов Башуцкий написал очерк «Водовоз», где правдиво изобразил вопиющую безысходность жизни бедного эксплуатируемого труженика, то специальным распоряжением цензуры был заказан одному из представителей булгаринской «школы» очерк, который должен был нейтрализовать слишком сильное впечатление от очерка Башуцкого.

«У нас совсем нет беллетрических произведений, которые бы, в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов, описаний, знакомили с различными частями беспредельной и разнообразной России, которая заключает в себе столько климатов, столько народов и племен, столько вер и обычаев и которой коренное русское народонаселение представляется такой огромной массой с таким множеством самых противоположных и разнообразных пластов и слоев, пестреющих бесчисленными оттенками» - писал Белинский в предисловии к альманаху «Физиология Петербурга». В этом же предисловии (только в конце его, вероятно, для того, чтобы не бросалось в глаза цензуре) Белинский выдвигает положение, являющееся водоразделом между фнзиологиями гоголевской школы и физиологиями школы «булгаринской»: нужно не только наблюдать, но и судить». Примерами могут быть альманахи Некрасова, за красивыми обложками которых были рассказы о петербургских углах, их нищете и грязи, о петербургском шарманщике, водовозе или дворнике. Тургеневские «Записки охотника» представляют собой в русской литературе гениальное претворение традиций «физиологии» натуральной школы. Но отрывочным, «разбросанным характеристикам» тех или других сторон быта Тургенев противопоставил в «Записках охотника» глубокое единство в разработке проблемы и в разработке типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: