double arrow

Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема


Эпоха реформ отразилась на русской журналистике. Персональный журнализм ослабевает. Формируются коллегиальные основы управления журналами и газетами, так как одному человеку это уже не под силу, хотя корифеи в это время еще остаются, например, Салтыков-Щедрин. Реформы: 1861 - отмена крепостного права, 1874 - военная и земская ,(возникает местная печать), судебная реформа (гласность суда, присяжные и впервые адвокаты). В прессе появились отделы судебной хроники – Успенский, Чехов, Бунин начинали как судебные репортеры. Военная реформа (срок с 25 до 10 и 2 лет), стало больше возможностей и свободы для освещения военной деятельности, до этого запрещалось печатать материалы с театра военных действий, в армии разрешили иметь военного корреспондента. Крестьянская реформа изменила аудиторию - Раньше - интеллигенция, немного - образованное купечество. Новые экономико-общественные отношения потребовали новых профессий с минимальной хотя бы грамотностью (кассиры, приказчики и т.п.). Демократизация и увеличение аудитории стимулировали развитие газетного дела. Масса городов помимо губернских ведомостей стала издавать частные провинциальные издания.




Новые явления, которые меняли журналистику: телеграфное агентство, снабжающее газету информацией (Рейтер, Гавас, Вольфа - поделили мир, Россия попадала под влияние берлинского агентства Вольфа). 1866 - 1-е частное телеграфное агентство, созданное Краевским (РТА). 1895 - 1-е государственное агентство. 1872 - Международное телеграфное агентство, 1882 - Северное телеграфное агентство (частные).1865 - впервые разрешили печатать платную рекламу. До 1865 года не было платной рекламы, но объявления печатались - в газетах правительственной ориентации, деньги перечислялись на счет организации, издававшей газету, а не в редакцию. Реформа цензуры 1865 года - печать передавалась в ведение министерства внутренних дел из министерства просвещения, отмена предварительной цензуры для столичных газет и журналов, но по сути она все равно наблюдала и карала.

Журнал «Современник» с большими потерями пережил «мрачное симилетие» (1548-1854) - ощущалось отсутствие Белинского, цензура сурово давила, публиковались случайные произведения А. В. Дружинина, М. В. Авдеева, Евг. Тур. В 1854 создается сатирико-юмористический отдел “литературный ералаш”, где наряду со стихами Некрасова, Панаева и др. печатались первые пародии и афоризмы К. Пруткова. В 1854 в “С” приходит Чернышевский, и начинается новый подъем. Он – журналист был прежде всего мыслителем, аналитиком, блестяще владеющим диалектикой, логикой мышления. Ч. начал свою журналистскую деятельность в “С” как литературный критик, возродив при этом дух Белинского. Своими оценками Ч. задел и либеральных, и славянофильских критиков. В статье “Об искренности в критике” Ч. критикует либеральную критику и защищает принципы Белинского. Выход диссертации Ч. “Эстетические отношения искусства к действительности” обострил отношения в редакции “С” - против выступили Дружинин, Тургенев, ведущий критик “ОЗ” Дудышкин. Тогда Ч. опубликовал в “С” авторецензию на свою диссертацию, в которой еще раз подчеркнул свои взгляды на литературу как на учебник жизни, провозгласив: “Прекрасное есть жизнь”. Ч. вынашивал план создания истории русской литературы. Он пишет очерк русской критики “Очерки гоголевского периода русской литературы” (печатались в 1855-56 и должны были возвратить боевое направление “С”, которое было при Белинском), статью о творчестве Пушкина. Ч. стремился углубить, усилить в новых условиях традиции “реалистической” литературы, толкнуть ее на путь активного служения идеалам народного прогресса. В 1856 в “С” приходит Добролюбов, а с 1857 становится постоянным сотрудником. Первая статья Д. “Собеседник любителей русского слова” была посвящена истории русской журналистики 18 в. Д. считал себя представителем “партии народа” в журналистике (статья “О степени участия народности в русской литературе”, рецензия на стихи и песни Беранже). В 1858 - 59 в “С” приходят Салтыков-Щедрин, Решетников, М. Антонович, Н. Шелгунов, Г. Елисеев. С 1859 меняется и структура издания: из литературно-общественного журнала “С” превращается в общественно-политический и литературно-художественный. “С” считал себя выразителем прежде всего крестьянских интересов. В специальной рубрике “Устройство быта помещичьих крестьян” публицисты требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам (“Заметки о журналах” Ч. 1857 и др.), предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями. В 1859 “С” переходит к пропаганде революции, Ч. клеймит либералов. В статье “Русский человек на rendez-vous”, анализируя повесть Тургенева “Ася”. После 1861 статьи “С” становятся все резче, публицисты стремятся добиться активной позиции читателя. Статья Д. “Когда же придет настоящий день?”, посвященная роману Тургенева “Накануне” (настало время революционных действий). Тургенев, последний представитель дворянских писателей в “С”, был крайне недоволен такой трактовкой его произведения и покинул журнал. В статье “От Москвы до Лейпцига” Д. внушал читателям, что революция в России - единственный путь к всеобщему счастью. Реформу 1861 сотрудники “С” встретили резко отрицательно, понимая ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто выразить свое отношение к реформе, “С” встретил ее “заговором молчания”. Резко негативная оценка реформы дается в нелегальных материалах - прокламации Ч. “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, Шелгунова “К молодому поколению” и др. С начала 1861 начинается резкая полемика“С” “Русского вестника” Каткова и “ОЗ” Краевского. Ч. отвечал им статьей “Полемические красоты”. В 1862 “С” и “Русское слово” были приостановлены на 6 месяцев. Арестовали ряд лиц, в том числе и Ч. Некрасов, оставшись один (Д. умер в конце 1861, Панаев - в начале 1862), сумел оправиться от удара и продолжал издание “С” в 1863. Произошла перестановка сил. Во главе журнала стояли Некрасов, Елисеев и двоюродный брат Ч. Пыпин. В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер “С”, который открывала статья П. Якушкина “Велик бог земли русской”, в которой реформа 1861 изображалась как ряд курьезов, издевка над ожиданиями крестьян. В № 3 “С” начал печататься роман Ч. “Что делать?”. “С” вел полемику с Катковым, с журналом братьев Достоевских “Время”, и одновременно пришлось вступить в полемику с “Русским словом”. Это кончилась плохо для обоих журналов: из них ушли ведущие публицисты. В 1866 “С” и “РС” были закрыты по личному распоряжению царя.











Сейчас читают про: