Вопрос 13. Культура Древнего Египта

Особенности религиозной жизни. Древние египтяне поклонялись многим богам. Почитали бога-покровителя ремесел, бога Солнца, бога плодородия, богиню-мать, бога пустынь и бурь, богиню Неба. Каждый древнеегипетский город имел свое божество-покровителя, которому в этом городе строили храм. Единого для всех египтян пантеона не было никогда.

Боги представлялись египтянам или в виде обычных людей, или в виде людей с головами животных, или в виде животных, или даже как не имеющие никакого образа. Но как бы не изображали богов, их всегда считали всемогущими, способными управлять и природой и человеком. О том, как выглядел тот или иной бог, известно из сохранившихся изображений, о его внутренней сущности - из дошедших до нас текстов.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что после смерти человек попадает в Царство Мертвых, и совершив по нему определенное путешествие, оказывается в большом зале, где осуществляется суд бога плодородия Осириса.

Еще одной особенностью древнеегипетской религии было почитание фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было к нему приближаться и смотреть на него, тем более говорить с ним. Верили, что нарушивший эти запреты умрет на месте. Статуи фараонов всегда делались гигантских размеров, их жилища представляли собой огромные дворцы, сооружались также особые усыпальницы, где фараон должен был пребывать после смерти. Именно такими усыпальницами и являются знаменитые египетские пирамиды и гробницы, размеры которых превышали любое современное им сооружение за пределами Египта. Для охраны спокойствия усопших фараонов возле пирамид, а позднее и других царских объектов, сооружались гигантские статуи львов с человеческими лицами, которых древние греки называли "сфинксы".

История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.

Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

Древние египтяне создали великую цивилизацию, которая оставила значительный след в культурных достижениях не только всех сталкивавшихся с ними народов, но и многих из тех, кто вышел на арену истории уже после исчезновения Древнего Египта.


ВОПРОС 14. МАЛАЯ АЗИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. ИСТОЧНИКИ.

Полуостров Малая Азия находится на месте соприкосновения трех частей Старого Света – Азии, Африки и Европы. Этот регион, особенно его центральная и восточная части, именуемые Анатолией, играл исключительную роль в истории Древнего Мира. Вряд ли существует какая-либо другая географическая область на Земле, которая видела на своей территории столько племен и народов, как Малая Азия.

Еще в начале Х тыс. до н. э. здесь ощущались последствия ледникового периода. Потом наступило потепление, страна покрылась лесами и лугами, обильными дикорастущими ячменем и пшеницей. Такое изобилие способствовало росту поголовья животных, в том числе крупного и мелкого рогатого скота. Таким образом, сама природа благоприятствовала переходу от собирательства злаковых и охоты к земледелию и скотоводству.

Первые земледельцы появились в Малой Азии не позднее VIII тыс. до н. э. В VII тыс. до н. э. здесь уже были крупные оседлые поселения, самым большим из которых являлся Чатал-Гююк.

Особенно славился регион минеральными ресурсами. Здесь было много золота, серебра, железа, меди, свинца. Издавна большим спросом, даже в отдаленных странах, пользовался малоазийский обсидиан, или вулканическое стекло. При его обработке получались острые режущие края, что давало возможность делать изделия с высокими рабочими качествами.

С V тыс. до н. э., с возникновением ремесла, природные богатства Анатолии стали привлекать внимание жителей Двуречья, Восточного Средиземноморья и иных стран.

Природные условия и население. Малая Азия — это полуостров, омываемый несколькими морями (Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным) и отделенный от Европы узкими проливами — Босфором и Дарданеллами. Восточная часть полуострова представляет собой степное плоскогорье, окаймленное горами, среди которых выделяются Северо-Понтийские горы, Тавр и Антитавр. Реки здесь, за исключением Га-лиса (совр. Кызыл-Ирмак), невелики. Западная часть Малой Азии характеризуется изрезанным побережьем, изобилующим удобными бухтами. Горы чередуются с долинами сравнительно крупных рек (Герм, Пактол, Меандр и др.).

Природные богатства Малой Азии составляли леса и полезные ископаемые. Особенно славились киликийская сосна и кедр. В горах с очень раннего времени добывали золото, серебро, свинец, цинк и медь. Имелись и залежи железной руды. Горы давали также обилие строительного камня, встречались обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюда, горный хрусталь, оникс. Во многих озерах добывали соль. К числу древних обитателей Малой Азии относятся жившие на востоке племена хаттов, или протохеттов. Анализ их языка указывает на его родство с абхазо-адыгейскими языками Кавказа. К этой языковой группе принадлежали, по-видимому, и племена кашков (касков),

По крайней мере с начала II тысячелетия до н. э. в Малой Азии широко распространились народы, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. Большую группу среди них составляли хетты. Сами они называли себя по именам разных племенных групп — неситами, лувий-цами и палайцами. Все они говорили на родственных языках, принадлежавших к хетто-лувийской, или анатолийской, ветви индоевропейских языков.

Источники и историография Хеттского царства. Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии до н. э., практически не нашла отражения в античных источниках. В Библии имеются лишь глухие упоминания о «хеттеях» в Восточном Средиземноморье. Отдельные загадочные иероглифические надписи и изображения издавна находили на территории Малой Азии и Северной Сирии, но не могли связать их ни с одной из известных культур. В 1887 г. был обнаружен Телль-Амарнский архив, и для исследователей явилось полной неожиданностью то, что хеттский царь упоминается в дипломатической переписке как равный египетскому фараону («брат» его). Таким образом было открыто существование еще одной великой державы древности.

Древние земледельцы Малой Азии и разложение первобытнообщинного строя. В VIII — VI! тысячелетиях до н. э. в Малой Азии появляется целый ряд поселений, жители которых обитали в глинобитных домах и занимались охотой и земледелием. Переход к земледелию и скотоводству послужил основой значительного хозяйственного и культурного развития.

Жилищами служили прочные глинобитные дома, широкое распространение получают различные украшения, в первую очередь бусы. В женских погребениях найдены целые «косметические наборы»: охра, смешанная с жиром, хранящаяся в крупных раковинах, зеркала из обсидиана и др. Рядом с жилыми домами располаг&тись небольшие святилища, стены которых были богато украшены глиняной скульптурой и росписями. Особой популярностью пользовался культ быка и образ боги ни-мат ери, покровительницы плодородия, излюбленного божества всех древних земледельцев,

Развитие земледельческо-скотоводчес-ких общин продолжалось в V—IV тысячелетиях до н. э., но их культура уже менее ярка и выразительна по сравнению с Чатал-Хююком. Как правило, они обитали в небольших поселках площадью в 0,5—5 га. из числа которых сравнительно хорошо изучены Хаджилар в Юго-Западной Анатолии и Мерсин.

Природные условия полуострова способствовали определенной культурной и этнической разобщенности. Недаром археологи насчитывают в Малой Азии до 10 одновременно существовавших культур.


ВОПРОС 15. Древнейший период истории Малой Азии. хеттскОЕ государство.

Хеттское царство. Сочетание коневодства с изготовлением металлического оружия открыло перед хеттами еще большие возможности. В середине ХVII в. до н. э. царь Лабарна создал обширное государство от берегов Черного до Средиземного морей со столицей в городе Хаттусас. Один из его приемников Мурсилис совершил выдающийся военный поход. Пройдя с боями большую часть Передней Азии, около 1595 г. до н. э. он взял штурмом и сжег Вавилон и с богатой добычей вернулся в Хаттусас.

Военно-политические успехи хеттов имели значительные последствия. Во-первых, росло число рабов, набранных как из военнопленных, так и из захваченного мирного населения. Вследствие этого у хеттов был самый высокий удельный вес рабского труда в Передней Азии. Во-вторых, существенно усилилась царская власть. Цари больше не прислушивались ни к совету знати, ни к народному собранию.

В самом начале ХIV в. до н. э. хетты присоединили Армянское нагорье и Северную Сирию, вторглись в Восточное Средиземноморье. Здесь началось их противостояние с египтянами, длившееся около 100 лет и завершившееся битвой при сирийском городе Кадеше. Это сражение, с которого начинаются все известные современные истории военного искусства, по всей видимости, закончилось вничью. По его итогам около 1296 г. до н. э. был подписан мирный договор, ставший первым в истории мировой дипломатии. По его условиям хетты заключали с египтянами “мир и дружбу на вечные времена”. Вслед за этим последовали дружественный визит хеттского царя в Египет и брак его сестры с фараоном.

После заключения мира с египтянами, самым опасным противником хеттов стали ахейцы. Это были индоевропейцы-греки, а их страна, известная из поэм Гомера как Троя и Илион, называлось по-хеттски “Аххиява”.

Конец хеттской державы наступил внезапно. В конце ХII в. до н. э. с Балкан и островов Средиземного и Эгейского морей в Переднюю и Малую Азии хлынули полчища так называемых “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттусы, последний царь бежал на о. Кипр. Мощное хеттское государство перестало существовать.

В итоге нашествия “народов моря” этнический состав населения региона значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию и Закавказье. На рубеже II – I тыс. до н. э., с началом Железного Века, новым господствующим народом Малой Азии стали пришедшие с Балкан индоевропейские племена фригийцев.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: