Источники и историография Средней Азии

Для изучения древних периодов Средней Азии особое значение имеет священная книга зороастрийцев «Авеста». Она представляет собой соединение частей, возникших в разное время, и многие ее места еще не вполне ясны. Древнейшей частью Авесты являются так называемые Гаты — ритмические проповеди Заратуштры, относящиеся самое позднее к VII в. до н. э. К древнейшим периодам относятся также Яшты — гимны различным богам древнеиранского пантеона. В остальных авестийских произведениях сохранились, в частности, мифы и эпические предания древнеиранских племен.

Из других письменных памятников народов Средней Азии помимо надписей на древних монетах следует упомянуть архив хозяйственных документов из парфянской Нисы (около совр. Ашхабада), часть дворцового архива из хорезмской столицы Топраккала и кушанские надписи, найденные в Афганистане французскими и советскими археологами.

Так же как для истории Ирана, для изучения Средней Азии важны сведения античных авторов. Эпические предания восточноиранских народов частично известны нам из сочинения древнегреческого ацтора Ктесия «Персидская история». Но наиболее надежны, хотя и очень кратки, сообщения Геродота. Для позднего времени важное значение имеют отрывки из книги по истории Парфии, написанной Аполлодором из Артемиты, и сведения неизвестного автора, в переработанном виде сохранившиеся у римского историка Помпея Трога, чей труд дошел до нас лишь в кратком изложении.

Огромное значение имеет археологический материал, доставляющий сведения о культуре, хозяйстве, типах поселений, а также о других сторонах жизни древних обществ. В годы Советской власти в Средней Азии развернулись широкие археологические работы и созданы труды, в которых комплексно рассматриваются данные археологических и письменных источников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: