Крито-микенская культура

Цивилизация Крита, с которой начинается история Античности, возникла во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры. Формирование ее совпадает с периодом возникновения Индской и Китайской цивилизаций, однако, по многим признакам она принадлежит к иной категории. Главное отличие заключается в том, что цивилизация Крита не является «первичной», то есть она формировалась под воздействием других развитых культур – Египта, Междуречья и Анатолийской культуры, существовавшей на территории нынешней Турции (древнейшим ее центром являлась знаменитая Троя).

Заметным отличием является и то, что Крит представляет собой остров. Возникшая на нем цивилизация определяется как морская (в отличие от речных цивилизаций Древнего Востока). Географическое положение во многом определило особенности экономического развития, политической системы и сложившегося художественного стиля.

Письменность, использовавшаяся на Крите, по мнению ряда исследователей берет свое начало от египетских иероглифов. Однако критяне пошли по пути их упрощения, в результате чего уже к началу 2-го тысячелетия до н. э. там возникает слоговое письмо, основанное на соответствии одного знака сочетанию звуков - слогу. Образцы этого письма – линейное письмо А – были обнаружены в достаточно большом количестве, но расшифровка его представляет большую трудность для исследователей, так как язык надписей не удается связать ни с одним известным языком Древнего Мира. Недоступность письменных источников затрудняет понимание многих сторон этой своеобразной цивилизации. Реконструкция ее облика основывается на памятниках материальной культуры, главными из которых являются найденные археологами крупные города-дворцы: Кносс, Фест, Малия и Като-Закра.

Первые находки были сделаны на Крите английскими археологами под руководством Артура Эванса. С его именем связаны исследования самого большого города - Кносса. Сложный и запутанный план Кносского дворца заставил исследователей вспомнить легенду о царе Миносе и Минотавре, так древняя культура Крита стала называться минойской.

Значимой особенностью минойской культуры является то, что сохранившиеся памятники представляют собой не культовые сооружения, а жилые постройки. Сохранились не только дворцовые покои, но и жилища простых горожан, так тесно примыкавшие к дворцовым покоям, что между ними иногда сложно провести границу. Обращает на себя внимание высокий уровень комфорта – наличие системы канализации, ванные комнаты, хорошая освещенность, уютные, соразмерные человеку помещения.

Для минойских дворцов характерна своеобразная «распластанность» форм на плоскости, преобладание горизонтальных членений и поверхностей над вертикальными, подвальные этажи – архитектурные формы как бы постепенно вырастают из земли, высвобождаются из почвы. Композиция Кносского дворца поражает прихотливостью: лестницы, коридоры, пандусы сплетаются и переходят друг в друга, подобно неким растительным образованиям – ветвям или корням деревьев. Вертикальное стремление выражено особыми, расширяющимися вверх колоннами. Форма их напоминает форму раскрывающихся навстречу солнцу растений. В интерьерах этот эффект подчеркивается «встречными» лучами света, проникающими через прямоугольные отверстия в перекрытиях. Количество этажей дворца так же варьируется (от одного до пяти), по направлению к центру этажность плавно повышается, что так же создает ощущение спаянности с естественным рельефом местности.

Центр архитектурной композиции дворцов был отмечен прямоугольным двором, размеры которого всегда составляли 52х28 м. Эта устойчивость указывает на особую сакральную значимость центрального пространства, которое использовалось для совершения ритуальных действий.

Все дворцы Крита не только имели помещения культового назначения, но и были определенным образом сориентированы на святилища, находившиеся в горах. Так Кносс располагался рядом с горой Юктой, а Фест был связан с Идой, которая впоследствии будет фигурировать в греческой мифологии как «родина» Зевса. Тесная связь жилого и сакрального пространства очевидно соответствовала теократической форме правления. Сакрализация власти уже отмечалась нами, как характерная особенность ранних государств. Однако на Крите теократия имела, по всей видимости, ряд особенностей, главная из которых – активная роль супруги правителя - верховной жрицы, олицетворявшей во время ритуальных действий главное женское божество. Многочисленные скульптурные изображения «богини со змеями», найденные в Кносском дворце, по всей видимости, изображали верховную жрицу во время ритуального действия. Живопись Кносского дворца так же изобилует женскими образами, что указывает на активную роль женщин в общественной и религиозной жизни острова. Можно сказать, что на это указывает и весь строй изобразительного искусства – преобладание плавных горизонтальных волнистых линий, мягкие переходы цвета и света, богатство сочных чувственных оттенков.

Мужское божество связывалось с образом быка. Бык, так же как и змея, почитался как священное животное во многих земледельческих культурах. На Крите он, вероятно, воплощал в себе разрушительное начало природы. Не случайно в греческой легенде критский Бык трансформируется в образ кровожадного чудища – Минотавра, требующего человеческих жертв. Живописные композиции, изображающие игры с быком, в которых принимают участие юноши и девушки, являются едва ли не иллюстрацией мифа.

Фрески, дают наиболее наглядное представление о принципах минойского изобразительного искусства. Способ изображения человеческой фигуры восходит к египетским канонам. Однако здесь они не выдерживаются строго, например, в сцене с быком можно увидеть фигуры изображенные полностью в профиль. Кроме того фигуры отличаются стилистически - нет египетской строгости линий и пропорций – фигуры более пластичны, более выразительны, почти гротескны – вытянутые пропорции, неправдоподобно тонкие талии, огромные глаза. Композиции, как правило, отличаются динамичностью. Можно отметить так же и сюжетное разнообразие – кроме ритуальных сцен часто встречаются изображения животных и птиц, представителей морской фауны. На более поздних фресках встречаются изображения фантастических существ. Некоторые композиции приближаются к пейзажному жанру. Живость и непринужденность изображений, в сочетании с подчеркнутой декоративностью придает искусству легкий «светский» характер.

Пластичность и живописность присущи и лучшим образцам минойской керамики. Выразительные, почти скульптурные формы сосудов органично сочетаются с морскими мотивами, часто встречается изображение осьминога, как бы охватывающего сосуд многочисленными извивающимися щупальцами.

Своего наивысшего расцвета культура Крита достигает к XVI веку до н. э. Однако между 1375 и 1350 годами до н.э. могущество минойцев было подорвано - извержение вулкана на о. Фера вызвало разрушительное землетрясение и покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем вулканических отложений, что сделало почву бесплодной. Другим фактором, внесшим лепту в упадок минойцев, было вторжение ахейцев с континента.

В начале 2-го тысячелетия воинственные племена ахейцев вторглись на территорию Балканской Греции. К моменту их вторжения этот регион был заселен народами, находившимися на более высоком уровне развития (пеласги, лелеги, карийцы). Ахейцы, частично ассимилируясь, усваивают некоторые черты их культуры.

К XVII в. возникают ахейские города-государства (Пилос, Тиринф и др), среди которых выделяются Микены, позднее возглавившие ахейский военный союз.

В экономике ведущее значение имели земледелие и скотоводство. Культивировали пшеницу, ячмень, горох, бобы, чечевицу, оливки; возможно, часть оливкого масла шла на экспорт. Разводились быки, овцы, свиньи, лошади, ослы и мулы. Среди ремесел выделялись кузнечное (оружие и доспехи, орудия труда, украшения) и гончарное дело, ткачество и монументальное строительство.

Ахейская Греция испытала влияние минойской цивилизации, от которой заимствовала ряд культурных достижений (водопровод, некоторые виды оружия и одежды, линейное слоговое письмо и т.д.). Однако, в отличие от Крита, Греция 2-го тыс. до н.э. была миром агрессивной военной аристократии. Государства ахейцев не были защищены морем, как естественной границей, территория полуострова была открыта для вторжений, имели место и внутренние конфликты между городами. Милитаристский характер ахейского общества нашел выражение и в художественном творчестве.

Если на Крите складывается тип города-дворца, то на материке возникают города-крепости. Как и большинство крепостей, они располагались на возвышенностях и складывались из двух частей – акрополь или «верхний город» - укрепленный центр, включавший в себя дворец правителя и «нижний город» - примыкавшие к нему жилища простых горожан. Укрепленный центр обносился тяжелыми крепостными стенами, сложенными из громадных грубо отесанных камней. В последствии греки назвали такой тип кладки «циклопическим», связывая ее появление с усилиями великанов-циклопов. Свойственная критским дворцам живописность в расположении дворцовых помещений в Микенах и Тиринфе уступает место строгому порядку и симметрии. Центр акрополя отмечался здесь не площадью, а дворцовым зданием - мегароном. Это достаточно простое вытянутое сооружение делилось внутри на три части: вестибюль с колоннами – некое подобие «внутреннего портика», тронный зал с прямоугольным отверстием в потолке, под которым находился очаг и, следовавшее за ним небольшое помещение, по всей видимости, предназначенное для хранения ценностей. Композиция мегарона послужила затем отправной точкой для формирования греческой культовой архитектуры.

Практически единственный сохранившийся образец монументальной скульптуры – фигуры львов, представляющие собой симметричную геральдическую композицию над главными воротами Микен. Очевидно, композиция имела охранительное значение, с чем связано подчеркивание мощи и тяжеловесности животных. Значительно лучше сохранилась монументальная живопись, которая, так же как и на Крите обильно покрывала стены ахейских дворцов. В целом, в росписях ощущается «критская школа», однако на фоне общего сюжетного и композиционного сходства ясно проступают стилистические особенности: в отличие от подчеркнуто изящных, даже хрупких минойских образов, фигуры ахейских героев массивны, тяжеловесны, основательны. Если в критском искусстве господствовали чувства, едва заметные оттенки ощущений, то в микенском утверждается в первую очередь сила разума, организованного интеллекта. Очевидное преобладание логики над чувствами выявляет преобладание мужского начала в культуре ахейцев. Господствующее положение мужчин в семье и политической жизни описано и в произведениях Гомера, сохраняющих память об исторических и культурных реалиях Эгейского мира.

Особенности микенского стиля, отмеченные в изобразительном искусстве, проявились и в ремесленных изделиях, в первую очередь в керамике. Глиняные сосуды, в изготовлении которых ахейцы добиваются значительных успехов, приобретают более устойчивые, геометрически-правильные формы, становятся прочнее, при этом рисунки заметно схематизируются.

Наиболее оригинальная часть микенского наследия – погребальное искусство, свидетельствующее о развитом заупокойном культе. До XVI в гробницы представляли собой земляные шахты. Именно в шахтных гробницах археологам удалось найти золотые маски, призванные сохранить нетленными черты смертных правителей. Там же были найдены золотые диадемы цариц и замечательные бронзовые кинжалы с рукоятками из горноего хрусталя, и сложной инкрустацией. В XVI в возникает новый тип гробниц – толосы, представлявшие собойкупол, выложенный из камня. Такая форма гробниц была распространена на Крите, однако, критские гробницы имели более скромные размеры. Микенские толосы отличались не только внушительными размерами, но и богатым декором: свод купола украшался золочеными розетками или росписями, имитирующими звездное небо. К гробнице вел узкий коридор и высокий арочный вход, оформленный полуколоннами и увенчанный аттиком. Эти новые архитектурные элементы впоследствии станут характерными для римской архитектуры.

Как уже отмечалось, история ахейского мира по преимуществу представляла собой историю войн. В конце XV в. до н.э. ахейцы устанавливают контроль над Критом, в XIV-XIII вв. до н. э. основывают колонии на западном и южном побережье Малой Азии, в Южной Италии, к этому периоду относится и поход на Трою. Непрерывные войны постепенно подрывают силы ахейских царств и делают их уязвимыми перед лицом внешней опасности. В конце XIII в. до н.э. племена варваров-дорийцев вторгаются на Балканы, что приводит к сокращению численности населения и постепенной деградации культуры.

В течение последующих ста лет были забыты многие ремесленные приемы, исчезла каменная архитектура, была утрачена ахейская письменность – основанная на критском линейном письме. Она была прочитана только в середине прошлого века М. Вентрисом и Д. Чедвиком. Английские ученые предположили, что язык ахейцев может быть ранним вариантом греческого языка и оказались правы. Благодаря этому сенсационному открытию стала очевидной связь между крито-микенской и греческой цивилизациями. Наследование языка, а вместе с ним комплекса религиозных представлений, фольклорной традиции способствовало тому, что в греческой культуре уже на заре ее существования возникли замечательные образцы мифопоэтического творчества.

Вопросы и задания:

1. Почему древняя культура острова Крит получила название минойской?

2. Какие черты минойской материальной культуры позволяют предположить, что там существовала теократическая форма правления?

3. Сравните памятники изобразительного искусства древнего Египта и Крита. Какой вид искусства практически отсутствовал на Крите? В чем сходство и отличие изобразительных систем, сложившихся в этих культурах?

4. Опишите основные черты минойских дворцов и городов ахейцев. Чем обусловлены различия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: