double arrow

ВОПРОС 25. «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД». СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ (XIII—VII вв. до н. э.)


Религии Древней Индии. Уже в конце II тыс. до н. э. индоарии создали свою священную книгу "Ригведа", что означает "Веда гимнов". Несколько позже появились последние разделы Вед, они стали основой духовной жизни древних и всех последующих индийцев до нашего времени. Само слово "Веда" соответсвует белорусскому "веды" -- "знание, мудрость". Роль Вед в Древней Индии была настолько большой, что этот период в истории Древней Индии принято называть "ведийским". Для религии ведийского периода характерна вера во множество богов. Главными в их числе были бог молний, грома и войны Индра, бог огня Агни, грозный хранитель всеобщего порядка во Вселенной Варуна, бог ветра и бурь Ваю. Всем индоиранцам была свойственна вера в бога справедливости и спасителя по имени Митра.

Веды стали важным источником для современной религии индусов индуизма. Главным богом раннего индуизма стал Брахма -создатель всего существующего во вселенной. Общаться с ним способны были только брахманы, которые владели специальными знаниями. В эту эпоху возникает вера в переселение человеческих душ в другие существа. Стало признаваться, что созданное Брахмой не исчезает, а только, меняя форму переходит другие состояния.




Кем станет человек после смерти, зависело от его кармы. Карма -- это совокупность всех совершенных при жизни человека поступках. Если плохого было больше, то человек мог родиться заново в образе насекомого, червяка или другого животного. За добрые дела он мог стать богом, даже равным Брахме. Карма человека была связана со строгим выполнением обязанностей своей варны.

Современный индуизм, который отзнаменовал конец древнеиндийского периода, сложился ко II веку до н. э., когда была написана новая священная книга Бхагавадгита, что означает "Божественная Песнь". В качестве главных богов в ней, наряду с Брахмой, упоминаются грозный бог-разрушитель Шива и бог-хранитель всего Вишну.

К VI в. до н. э. относится возникновение буддизма, который станет позже мировой религией. Ее основателем стал царевич, которого называли по-разному: Шакьямуни, Сиддхарта, Гаутама. Но наиболее он известен как Будда, что означает "просветленный". Будда отрицал величие богов, материальные блага, и учил, что высшей целью является достижение нирваны. Нирвана -- это великое Ничто. Тот, кто к ней стремится, может избежать перерождений и достигнуть вечности, бессмертия и счастья. Отрицая почти все, Будда не признавал деления на варны и касты, социального неравенства и несправедливости. Поэтому его учение было очень популярно среди низших слоев общества. Тем не менее, буддизм быстро стал популярен и среди древнеиндийских правителей, боровшихся с влиянием брахманов. Первым великим царем-буддистом стал Ашока.



Основными источниками по истории Северной Индии конца II — первой половины I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы — веды. Они представляют собою сборники гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда», т. е. «знание», родственно, например, русскому «ведать»). Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен. По языку, религии и мифологии веды обнаруживают особое сходство с иранской «Авестой». Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья — «благородный» — было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматриваются как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.

Несмотря на обширность ведийской литературы, включающей сотни и тысячи отдельных произведений, в течение многих веков она передавалась из поколения в поколение в устной форме и записана была
довольно поздно. Расположить эти тексты в строгой хронологической последовательности не представляется возможным, хотя столетия несомненно отделяют наиболее ранние части «Ригведы» («Веды гимнов») от позднейших ритуальных комментариев. Развитие Индии от ранневедийской к поздневедийской эпохе может быть обрисовано лишь в самом схематичном виде. При этом реконструкция первоначального общества индоариев во многом опирается на анализ лингвистического материала и сведений, относящихся к иранским народам, а история первой половины I тысячелетия до н. э. восстанавливается с помощью не только ведийской литературы, но и эпоса. Период, определяемый обычно как «поздневедийский» (примерно IX—VI вв. до н. э.), с известным основанием может именоваться также «эпическим».



Судя по географическим названиям, встречающимся в «Ригведе», большая часть вошедших в нее гимнов составлена на территории Пенджаба. Ко времени создания поздневедийских текстов арии расселились уже по всей центральной части Индо-Гангской равнины. Эту область они стали считать «Срединной страной», или «Землею ариев», как особо священной и наиболее пригодной для совершения своих ритуалов. К жителям более восточных районов ведийские племена долгое время относились с предубеждением, считая их варварами. Территории вдоль среднего и нижнего течения Ганга тогда еще не были освоены индоариями. Археологические раскопки показывают, что здесь была распространена инаояв ькяухльтура, чем в верх Ганга. Предполагают, что эта культура — «медных кладов и желтой керамики» — создана племенами группы мунда.

С областями верховьев Ганга и междуречья Ганга и Ямуны (Джамны) связан и сюжет эпической поэмы «Махабхарата». Основой ее повествования служит рассказ о династических распрях правителей из рода Куру. На стороне обеих соперничающих групп, согласно преданиям, выступали обширные коалиции племен, но все основные события происходили в пределах «Срединной страны». Анализ эпоса позволяет сделать важный вывод о том, что «ведийский период» не сводится к истории только индоариев. Многие прославленные эпические герои стояли во главе племен явно неарийского происхождения. О контактах ариев с местным населением свидетельствует и проникновение инородных слов в язык поздневедийских текстов. По всей видимости, расселение индоевропейцев на Индо-Гангской равнине сопровождалось не простой ассимиляцией аборигенов, а значительно более сложными процессами. В результате слияния племен различного происхождения складывался единый этнос. Об этом свидетельствуют и данные археологии — распространение по всей территории «Срединной страны» первой трети I тысячелетия до н. э. единообразной культуры так называемой серой расписной керамики.
В эпоху создания «Ригведы» арии еще не создали государственности. В экономике их огромное место занимало скотоводство, главным образом разведение крупного рогатого скота. Именно об увеличении стад молили богов авторы ведийских гимнов. Мифы и легенды индоариев повествовали о том, как боги сражаются со своими противниками, отбирая у них бесчисленные стада коров. В ведийском языке даже само слово «война» (гавишти) буквально означает «захват коров». Земледелию первоначально уделялось меньше внимания, хотя «Ригведа» неоднократно упоминает ячмень и некоторые сельскохозяйственные орудия.

Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Встречается и слово, обозначавшее Деревню, — полагают, однако, что первоначально оно относилось не к постоянному поселению, а к скоплению кибиток, временной стоянке скотоводов. Городов они не знали вовсе и тем словом, которое впоследствии значило «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.
Все литературные произведения, относящиеся к ведийской эпохе, повествуют о бесконечных конфликтах и кровопролитных сражениях. Многие гимны «Ригведы» посвящены подвигам воинственного бога Индры, который на легкой колеснице теснит своих противников и разрушает их ограды и укрепления, выгоняя бесчисленные стада тучных коров. Этот типичный для ведийской сакральной поэзии образ, очевидно, навеян земными порядками. Упоминания боевых колесниц и оружия из бронзы заставляют предполагать наличие профессиональных ремесленников, таких, как кузнецы, оружейники, плотники. Однако этот перечень весьма невелик, и практически все виды ремесленной деятельности сводились к обеспечению потребностей знати в военном снаряжении.








Сейчас читают про: