Основоположниками народничества были А.И. Герцен и II.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:
1) отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;
2) стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и
коллективизме;
3) идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
4) представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по инстинкту;
5) критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
|
|
Основные теоретические направления революционною народничества. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.
Пропагандистское направление революционного народничества. Ведущим теоретиком направления выступил П.Л. Лавров. Гго взгляды содержали следующие идеи:
1) Интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг.
2) Народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе;
3) Внесение социалистическою сознания в массы должно было обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы.
4) Для пропаганды надо создать партию, которая и после революции будет руководить строительством социализма.
5) Социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.
Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества являлся М.А. Бакунин. Он считал, что:
1) Главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство.
2) Поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;
|
|
3) Основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к буту;
4) После революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.
Заговорщическое (бланкистское) направление. Его основной теоретик П.П. Ткачев предполагал, что:
1) Крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества.
2) Поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту.
3) Самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе".
4) Поэтому интеллигенция должна создагь законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить
социалистическим переустройством общества.