double arrow

Стилевые особенности хай-тека


Хай-тек — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.




Основные черты:

- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

- Использование прямых линий и форм.

- Широкое применение стекла, пластика, металла.

- Использование функциональных элементов:лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

- Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.

- Высокий прагматизм в планировании пространства.

- Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.







Сейчас читают про: