Физиологическая сущность процессов утомления и переутомления. Профилактика утомления и переутомления у детей и подростков

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

· Связанная с большими энергозатратами (физич.)

· Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временным ¯ физиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

· снижение работоспособности

· ослабл внутр акт-го тормож

· снижение функционального состояния анализаторов

· чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление – патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки:

· длительное ¯ умственных и физических функций

· нервно-психические расстройства

· стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

· снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

2 этапа

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – ­ двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ­ и ¯ раздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на ¯ раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

1. неправильная организация труда и учебного процесса

2. несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

3. несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

1. Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

2. Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

4. Медицинский контроль за подростком


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: