Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.
Деятельность:
· Связанная с большими энергозатратами (физич.)
· Связанная с малыми затратами Е (умств.)
Итогом деятельности является утомление.
Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временным ¯ физиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.
Признаки:
· снижение работоспособности
· ослабл внутр акт-го тормож
· снижение функционального состояния анализаторов
· чувство усталости – субъективное состояние организма
Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов
Переутомление – патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.
Признаки:
· длительное ¯ умственных и физических функций
|
|
· нервно-психические расстройства
· стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма
· снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды
2 этапа
1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:
простой – двигат активность
уравнительной
2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы
простая тормозная
уравнительная – одинаковая реакция на и ¯ раздражитель
пародоксальная – неадекватная реакция на ¯ раздражитель
ультрапародоксальная
Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС
Факторы способствующие переутомлению:
1. неправильная организация труда и учебного процесса
2. несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка
3. несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.
Профилактика
1. Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.
2. Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.
4. Медицинский контроль за подростком