Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

1. Различные виды деятельности

2. Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

3. Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

форма деятельности

Нагрузка должна быть оптимальной

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

Недельная нагрузка школьников:

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

 
 


вторник, среда – оптим.

 
 


дни

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

3 – 4 2 ч.

5 – 6 2,5 – 3 ч.

7 – 8 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

6. Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

1. учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

2. достаточные перерывы для отдыха

3. дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Труд 4

Черчение 3

Рисование 2

Пение 1

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min. Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

1. амбулаторный прием учащихся

2. учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

3. оснащение медицинского кабинета всем необходимым

4. скрининг-тестирование

5. информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

6. контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: