Претензии и иски в обязательствах по перевозке

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск остаётся без рассмотрения при несоблюдении претензионного порядка. Претензионный порядок подтверждается фактом направления претензии.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

По общему правилу, претензии направляют перевозчику, выдавшему груз в месте его назначения.
Право на предъявление претензии принадлежит:

1) отправителю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства

2) отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент), при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).

3) получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае
просрочки в его доставке против накладной или коносамента

Другие лица, кроме вышеназванных, не имеют право заявить претензию перевозчику. Исключение составляют случаи, когда такое право передается отправителем получателю экспедитору или страховщику в порядке суброгации.
Претензия должна быть не только оформлена в письменной форме. По общему правилу претензии должны заявляться по каждой отдельной отправке. К ней обязательно прилагаются необходимые документы, подтверждающие изложенные в претензии требования (коммерческий акт или жалоба на отказ в его составлении, других актов, обоснования и расчета суммы претензии). Это важно еще и потому, что например, при несохранности груза, установленной в пункте назначения, ответственность за такую несохранность может нести не только перевозчик, но и отправитель груза, допустивший, например, неправильную его погрузку (недовложение мест) или ненадлежащее затаривание груза, вызвавшее его несохранность.

Нередко, в ходе выполнения перевозки стороны обмениваются письмами, пусть даже и категоричного характера. Не следует считать такое письмо с требованиями или просьбами претензией.

Следует помнить, что в не зависимости от того верно или неверно заявлена претензия по порядку и срокам, перевозчику все же следует ответить на нее.

При молчании в 30-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Признав претензию полностью, перевозчик посылает ответное письмо с решением о признании претензии, и в данном случае документы, обосновывающие претензию, остаются у перевозчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: