Продукты и сырье животного происхождения допускается к перевозке из районов, благополучных по инфекционным заболеваниям животных, подтвержденных соответствующими документами, и под контролем пограничного и транспортного ветеринарного надзора. Продукты и сырье животного происхождения должно предъявляться к перевозке при наличии ветеринарных свидетельств (сертификатов), при необходимости гигиенического сертификата, а также при наличии специальных ветеринарных разрешений.
Кожевенное, меховое, овчинно-шубное сырье (пресно-сухой, сухосоленой и мокросоленой консервации), подлежащее исследованию на сибирскую язву (асколизации), принимается к перевозке только при наличии указания в ветеринарных свидетельствах (сертификатах) о проведении исследования на сибирскую язву с отрицательным результатом и при наличии на шкурках установленных клейм ветнадзора или при наличии бирок на каждой шкуре, на которых указаны обязательные исследования.
Сырье животного происхождения в подмоченном виде к перевозке не допускается.
|
|
Кожевенное и меховое сырье в пресно-сухом, сухосоленом и мокросоленом виде принимается к перевозке в тюках (пачках), перевязанных крестообразно прочными цельными веревками, лентами или иными обвязками. Каждая пачка мокросоленого сырья должна быть обернута в шкуру шерстью или мездрой наружу.
Шерсть, волос, щетина перевозятся в тюках или мешках из крепкой ткани или в другой прочной упаковке.
Мездра в высушенном или прессованном виде принимается к перевозке в твердой или мягкой прочной таре, а в консервированном жидком виде - в железных или в крепких деревянных бочках с железными обручами.
Кровь в сушеном виде перевозится в ящиках, в жидком консервированном виде - в железных или крепких деревянных бочках с железными обручами.
Кишечное сырье соленое перевозится в бочках или другой водонепроницаемой таре, а сухое - в бочках, ящиках или в прочной мягкой упаковке.
Пух и перо принимаются к перевозке в плотной прочной мягкой упаковке, в хорошо зашитых мешках, перевязанных веревками или синтетическими лентами.
Перевозка сырья животного происхождения на одном судне с пищевыми и другими грузами допускается только с разрешения органов санэпиднадзора и погранветпункта. В этих случаях пищевые грузы должны предъявляться в прочной непроницаемой таре и размещаться в разных трюмах с соблюдением при перегрузке соответствующего порядка.
86 Гигроскопические свойства грузов. Определения. Гигроскопические грузы – имеют, отдают или поглощают влагу. Гигроскопичность – способность материалов или веществ поглощать влагу из окружающей среды (обычно пары воды из воздуха). Сорбционные свойства – способность поглощать (сорбция) и выделять (десорбция) жидкости (влагу) из окружающей среды. Сорбция – поглощение твердым телом или жидкостью какого–либо вещества из окружающей среды. Основные разновидности сорбции – адсорбция, абсорбция, хемосорбция. Поглощающее тело называется сорбентом, поглощаемое – сорбтивом (сорбатом). Абсорбция – объемное поглощение газов или паров жидкостью (абсорбентом) с образованием раствора. В промышленности осуществляют в абсорберах (скрубберах), имеющих развитую поверхность соприкосновения абсорбента с поглощаемым веществом. Различают физическую и химическую. При физической абсорбции энергия взаимодействия молекул газа и абсорбента в растворе не превышает 20 кДж/моль. При химической абсорбции (хемосорбция) молекулы растворенного газа реагируют с активным центром абсорбента (энергия взаимодействия – более 25 кДж/моль) или в растворе происходит диссоциация молекул газа.
|
|
87. Формы связи влаги с материалами.Есть 4 формы связи влаги с материалами – химически связанная, капиллярная, молекулярная, гравитационная (см. навалочные): конституционная (химически связанная или прочносвязанная) влага, химически связанная (входит в состав) с веществом груза (хемосорбция); гигроскопическая (водяной пар) влага, впитываемая (отдаваемая) грузовыми частицами (массой груза) из (в) окружающего воздуха (в зависимости от температуры и влажности окружающей среды); молекулярная (пленочная или внешняя влага) влага, образующая водяную пленку (обволакивает) на поверхности частиц груза (удерживается силами молекулярного притяжения); гравитационная влага (капиллярная или поровая вода, внешняя влага), заполняющая (полностью или частично) свободные пространства между частицами груза.
88 Теплофизические свойства грузов.Для обеспечения сохранности грузов, особенно гигроскопических и скоропортящихся, необходимо знать основные закономерности процессов тепло– и массопереноса в системе груз – среда – хранилище (трюм, склад). Методы теплофизики позволяют разработать оптимальные условия хранения грузов, выбрать рациональные технические средства для их поддержания. Теплофизические свойства составляют значительную часть транспортной характеристики грузов и во многом определяют их транспортное состояние. Наибольший интерес представляют способы передачи теплоты, тепло– и температуро– проводность, теплоемкость, диффузия, массообмен, гигроскопическая и криоскопическая точки груза. Теплоперенос (теплообмен) характеризуется выравниванием температуры, массообмен – выравнивание концентрации вещества. Концентрация вещества в смеси выравнивается путем молекулярной и конвективной диффузии. Диффузия – движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию концентраций или к установлению равновесного распределения концентраций частиц данного сорта в среде. Процесс переноса теплоты состоит из теплопроводности, конвекции и излучения. Теплота, как правило, передается всеми способами, этот процесс называется теплопередачей. Обычно есть один основной способ (который переносит больше): сухие грузы – теплопроводность, жидкие – конвекция, радиация (излучение) – между частицами и на поверхности. Совокупность мгновенных значений температуры во всех точках тела в данный момент времени называется температурным полем. Если температура в любой точке тела со временем не меняется и является функцией только пространственных координат, то поле называется стационарным. Если температура зависит от времени, то поле называется нестационарным. Соединив все точки поля с одинаковой температурой, получим изотермическую поверхность.
|
|
89. Пожароопасность. Показатели оценки пожарной опасности. Пожароопасностью называется неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Пожароопасное вещество – способствующее возникновению или развитию пожара. Пожароопасное вещество по способности горения в воздухе делятся на горючее, трудно горючее, не горючее. К горючим относятся вещества способные гореть после удаления источника воспламенения. Делятся на ЛВЖ (ЛВТ) и трудно воспламеняемые. ЛВЖ (ЛВТ) – от кратковременного источника воспламенения. Трудно воспламеняемые – от мощного источника воспламенения (см. наливные грузы). Трудно горючие – только под воздействием постоянного источника воспламенения. Не горючие – не горят на воздухе.
Оценка пожарной опасности вещества производится по 18 показателям:
-температура самовоспламенения;
-область воспламенения на воздухе;
-максимальное давление взрыва;
-категория взрывоопасной смеси;
-минимальная энергия зажигания;
-минимальная взрывоопасное содержание кислорода;
-нормальная скорость горения;
-критический (гасящий) диаметр;
-характер взаимодействия горючего вещества со средствами тушения;
-группа горючести;
-температура воспламенения;
-температурные пределы воспламенения паров в воздухе;
-температура вспышки;
-скорость выгорания;
-температура самонагревания;
-температура тления при самовозгорании;
-температурные условия теплового самовозгорания;
-нижний предел воспламенения аэровзвеси.
Для каждой категории груза используют свой набор показателей.
90. Горение, воспламенение, самовоспламенение. Процесс горения состоит из нескольких стадий: переход (возгонка) в пары, газ (твердые и жидкие); образование смеси; окисление смеси; самовоспламенение смеси; горение смеси с выделением теплоты.
Самовоспламенение – резкое ускорение скорости экзотермической реакции (окисления). Температура самовоспламенения – минимальная температура при которой начинается процесс самовоспламенения, то есть количество выделяемой теплоты (тепловыделение) не менее отводимой (теплоотвод). Воспламенение – возникновение пламенного горения под воздействием источника воспламенения. Самовоспламенение происходит всем объемом, воспламенение – частью объема. Температура воспламенения – минимальная температура, при которой вещество выделяет такое количество паров и газов и с такой скоростью при которой они воспламеняются от источника воспламенения и продолжают устойчиво гореть.
|
|
91. Концентрационный и температурный пределы воспламенения. НКПВ – такая минимальная концентрация вещества, при которой происходит воспламенение от источника и пламени на весь его объем. ВКПВ – максимальна концентрация при которой все еще происходит воспламенение. Между ними – область воспламенения. При горении газов, паров, пыли большая скорость горения, по этому пределы воспламенения иногда называют приделами взрываемости. Область горения для газа, паров, пыли может быть в каждой части смеси. Вещество более опасно, чем меньше НКПВ и больше область воспламенения. Кроме концентрационных приделов применяют и температурные (НТПВ, ВТПВ), т. е. такие температуры при которых достигается НКПВ и ВКПВ. Иногда вместо НТПВ принимают температуру вспышки. При температуре вспышки пары сгорают, но новые пары не образуются (не испаряются) из–за недостаточного нагрева, так как необходима НТПВ.Для ЛВЖ температура воспламенения больше температуры вспышки на 1 – 5°С, для горючих жидкостей на 30 – 50° С. Чем ниже температура вспышки, тем более пожаровзрывоопасный груз. Температура вспышки принять за основу классификации ЛВЖ по степени опасности.
92 Характеристики процесса горения. Процесс горения жидкостей состоит из: испарения и сгорания паро-воздушной смеси. Испарение – переход жидкости в пар по свободной поверхности при температуре меньше температуры кипения. Испарение – процесс эндотермический. Эндотермическая реакция – химическая реакция, при которой реагирующая система поглощает тепло из окружающей среды. Скорость испарения зависит от температуры и давления, она максимальна в вакууме или в неограниченном объеме. Поэтому наиболее опасны ситуации при пустом или полупустом танкере (дегазация, замена груза). Источником воспламенения может быть: нагретое тело, пламя, электрическая дуга, экзотермическая реакция, проявление механической энергии (удар, сжатие, трение), зона горения при установившемся процессе горения, разряд статического электричества.
93. Опасность статического электричества. Статическое электричество – совокупность явлений, связанных с возникновением и различным проявлением электрических зарядов на поверхности диэлектриков или изолированных проводников.Для наливных грузов возможна электризация жидкостей с низкой электропроводностью при перекачке по трубопроводу. Это происходит из–за неровности химических потенциалов жидкости и твердого тела (трубы) на границе раздела образуется двойной электрический слой. Ионы одного знака накапливаются на стенках трубы, другого уносятся с потоком и накапливаются в приемной емкости. Накопление заряда происходит пока напряженности поля, не достигнет критического значения, после чего происходит пробой. Для навалочных – при перемещении, особенно при перегрузке с помощью машин непрерывного действия. Напряженность поля – отношение разности потенциалов к размеру промежутка между наэлектризованными телами (для воздуха = 30 тыс. В/см). Причиной воспламенения может послужить:искровой заряд с заряженных диэлектрических материалов;разряд с заряженного незаземленного оборудования;разряд с человека.
Потенциал человека в диэлектрической обуви относительно Земли –10 тыс. В, энергия разряда 10 мДж. Этого достаточно для взрыва или воспламенения ряда веществ.Для проявления статического электричества необходимо:наличие источника зарядов;накопление зарядов на контактирующих поверхностях;электрический разряд в горючей среде;достаточность энергии электрического разряда для воспламенения в данной среде. Профилактика – отсутствие хотя бы одного из этих условий. Устранение этих условий следующим путем:не допускать разбрызгивание груза;отсутствие воздуха в трубопроводах;заземление;надежный электрический контакт в соединениях трубопроводов.Наиболее эффективным и распространенным является заземление
94. Взрыв и взрывоопасность. Классификация и характеристики. Взрыв – освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. В твердой среде сопровождается ее разрушением и дроблением. Взрывы происходят за счет освобождения: химической энергии (главным образом взрывчатых веществ); внутриядерной энергии (ядерный взрыв); электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра и др.); механической энергии (при падении метеоритов на поверхность Земли, извержении вулканов и др.). Взрыв происходит в 2 этапа: превращение энергии того или иного вида в энергию сжатого вещества; расширение сжатого вещества, сопровождающегося сильным воздействием на окружающую среду.В зависимости от скорости распространения пламени при недетанационном (дефлаграционном) горении оно делится на медленное горение и взрыв. Как правило взрыв – это если скорость пламени достигает несколько сот метров в секунду. Дефлаграция – процесс распространения пламени по горючей среде, при котором самоускоряющаяся реакция возникает в реагирующем слое из за его нагревания путем теплопроводности от соседнего слоя продуктов реакции.
127.Ударная волна.Детонационное горение. Скачкообразное повышение давления в окружающей среде при взрыве – ударная волна, которая, ослабевая, переходит в звуковую. Основные повреждения от взрыва – из–за ударной волны. Есть взрывоопасные и взрывчатые вещества. Теплота взрыва (удельная энергия) – количество теплоты, выделяемое при взрыве вещества массой 1 моль или 1 кг. При горении в свободном пространстве продукты горения свободно распространяются и давление постоянно. Горение в замкнутой емкости ведет к взрыву. Детонационное горение – когда каждый последующий слой газа нагревается вследствие быстрого сжатия, доводящего до адиабатического воспламенения (дизель). Адиабатный процесс (адиабатический процесс), термодинамический процесс, при котором система не получает теплоты извне и не отдает ее. Быстропротекающие процессы могут рассматриваться как адиабатный процесс при отсутствии теплоизолирующей оболочки. Резкое повышение давления создает волну сжатия (ударную), то есть границу скачкообразного перехода от исходного к сжатому. Встреча ударной волны с препятствием создает отраженную волну и еще сильнее сжимает газ (разрыв ствола). Давление в отраженной волне на порядок выше чем давление падающей. Отраженная волна ведет к чрезвычайно высокому (до 10 тыс. атм.), но кратковременному повышению давления, способному вызвать большие разрушения.Детонационная волна – самораспространяющийся комплекс, состоящий из ударной волны и зоны химических реакций, которая выделяет теплоту необходимую для поддержания на постоянном уровне давление на фронте ударной волны. Особенности детонационного горения: скорость детонации постоянна;скорость детонации превышает скорость звука в данной среде;скорость детонации не зависит от начальной температуры и давления;продукты реакции движутся в ту же сторону, что и зона реакции.
128.Токсическая и инфекционная опасностьРассматривается воздействие опасных факторов приводящих к травме, вредным заболеваниям. Вредное вещество – которое в контакте с организмом человека при нарушении требований техники безопасности может вызвать профессиональные заболевания или отклонение в состоянии здоровья. По степени воздействие на организм вредные вещества делят на 4 класса: чрезвычайно опасные; высоко опасные; умеренно опасные; мало опасные. Предельно–допустимая концентрация (ПДК) – это максимальная концентрация вещества в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения (8 часов или рабочая смена), которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом. TLm – концентрация г/м3 (частях на миллион), убивающая 50 % контрольной группы организмов в течение короткого времени (96 часов). LD50 – доза при контакте мг/кг (миллиграмм вещества на килограмм массы организма), убивающая 50 % контрольной группы организмов в течение короткого времени. LC50 – концентрация при вдыхании мг/м3, убивающая 50 % контрольной группы организмов в течение короткого времени. Вредные вещества могут проникать в организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему, кожу. По характеру воздействия – общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие (усиливают воздействие других), канцерогенные (вызывают рак), мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. Транспортная опасность – совокупность свойств груза, которые определяю его способность оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека в процессе транспортировки. Транспортная токсичность – способность груза в процессе транспортировки вызывать различные виды тяжелых воздействий на организм человека и среду.Для летучих веществ существуют критерии А, В, С – комплексный параметр, характеризующий степень токсичности вещества в зависимости от концентрации, температур кипения вещества и окружающей среды. Концентрация токсичных паров зависит от температуры. Температурный порог токсичности определяет степень опасности вещества: первая степень токсичности – ниже –10°C;вторая степень токсичности – от –10 до +32°C;третья степень токсичности – от +32 до +70°C. Инфекция – внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микробов Эта опасность возникает при перевозке животных, птиц, сырых животных продуктов, растений, бактериальных препаратов.
128. Окислительные и коррозионные свойства. Окислительно-восстановительные реакции – химические реакции, сопровождающиеся изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ. В неорганической химии окислительно-восстановительные реакции формально рассматриваются как перемещение электронов от атома одного реагента к атому другого. Вещество, в котором степень окисления атома понижается за счет приобретения электронов, называется окислителем, а вещество, в котором степень окисления атомов повышается за счет отдачи электронов – восстановителем. При этом, окислитель восстанавливается, а восстановитель окисляется.В органической химии окисление обычно рассматривают как процесс, в результате которого из–за перехода электрона от органического соединения к окислителю возрастает число или кратность кислородсодержащих или уменьшается число водородсодержащих связей. При восстановлении органических соединений в результате приобретения электронов происходят обратные процессы.Реакция окисления широко распространена (дыхание, горение, гниение и др.). В смеси с окислителем многие вещества способны самопроизвольно возгораться. Опасен контакт окислителей с органическими и некоторыми неорганическими веществами в размельченном или раздробленном состоянии (опилки, ветошь, материалы в виде порошка). Если окислитель входит в состав горючего вещества, то для поддержания горения кислород воздуха не нужен.Коррозия – разрушение твердых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами, развивающимися на поверхности тела при его взаимодействии с внешней средой. Особенный ущерб приносит коррозия металлов. Распространенный вид – ржавление железа. В результате коррозии ежегодно теряется около 10% общего количества выплавляемых черных металлов. Она может быть уменьшена или практически устранена: нанесением защитных покрытий; введением в среду ингибиторов; применением коррозионно-стойких материалов. Ингибиторы – вещества, снижающие скорость химических, ферментативных и др. реакций или подавляющие их. Применяют для предотвращения или замедления нежелательных процессов: коррозии металлов, старения полимеров, окисления топлив и смазочных масел, пищевых жиров и др. Коррозионному разрушению подвержены также бетон, строительный камень, дерево, другие материалы. Коррозия полимеров называется деструкцией.Коррозионная агрессивность воздуха повышается с увеличение влажности, в присутствии кислорода, углекислого газа, кислот, диоксида азота, а также копоти и пыли. При контакте с водой коррозия ускоряется при наличии в воде даже малой примеси солей и кислот. Наиболее опасны кислоты, сильные окислители и едкие вещества, соли и минеральные удобрения. Питтинговая коррозия – образование в металле коррозионных язвенных полостей (питтингов), начинающееся с его поверхности. Питтинги возникают главным образом по местам различных дефектов (трещин, пор и т. п.) в защитном слое и могут нарушать функционирование самых разных изделий – от тонких мембран и проводников микросхем до толстостенных емкостей и труб.
130. Несохранность грузов. Причины. Повреждения по вине отправителя.Перевозка грузов считается качественной, если за время перевозки не изменилось количество, не снизилось его качество, выдержаны сроки доставки и не возникла необходимость в дополнительных не производственных простоях. Несохранность – ухудшение качества или полная потеря качества, изменение количества, пересортица из–за которых груз уценивается до уровня более низкого сорта. Порча и повреждение – полная или частичная потеря грузом своих качеств и ценности. Недостача – несоответствие фактического количества грузовых мест и массы, указанным в грузовых документах. Причины повреждения, порчи и убыли грузов объединены в следующие группы: нарушение правил перевозки, перегрузки, складирования и хранения; несоответствие или отсутствие правил и технических условий транспортировки отдельных грузов; нарушение технологии погрузочно-разгрузочных работ; недостаточная оснащенность судов и складов техническими средствами обеспечение сохранности грузов; скрытые свойства грузов;действие непреодолимой силы.Многочисленные причины повреждения грузов во время морской перевозки можно также разделить на несколько основных групп.1. Повреждения, возникшие по вине отправителя, наземного вида транспорта или порта отправления, еще до начала погрузки на судно. Наиболее часто встречаются: механические повреждения тары или упаковки, следы подмочки грузовых мест, отсутствие или недостаточное количество контрольных упаковочных лент и пр. Может быть повреждение содержимого при целости тары (или относительной целости), но имеющим след удара, контакта с другим грузовым местом, следы протечки, посторонний запах или звук при осторожном покачивании грузового места и пр. Для проверки качества предъявленных к перевозке некоторых видов и групп грузов (скоропортящихся мороженых и охлажденных, зерновых, натуральных волокнистых и пр.) необходимо, кроме внешнего осмотра, проверять температуру и влагосодержание груза, особенно гигроскопического.
131. Несохранность грузов при перегрузке, неправильном размещении и укладке.. Повреждения в процессе проведения грузовых работ происходит в тех случаях, когда докеры не проявляют должного внимания и осторожности в обращении с грузами или нарушается технология грузовых работ, в основном по следующим причинам не квалифицированная работа крановщиков (лебедчиков), когда происходят: рывки подъема, что ослабляет прочность тары;удары подъема о борт судна или комингс люка, приводящее к повреждению отдельных грузовых мест (или содержимого в них);резкое опускание подъема, что опасно не только для груза на подъеме (стропе), но и для груза, уже уложенного в нижнем ярусе; применение крючьев, облегчающее труд портовых рабочих, но очень опасное для большинства видов грузов: киповых, мешковых, грузов в картонной таре и других, недостаточно надежно защищенных тарой от внешних механических воздействий; применение ломов, рычагов, ваг и пр. при укладке тяжелых грузов, упакованных в тару не настолько прочную, чтобы противостоять воздействию приложенной ими силы; волочение грузового места по причалу, палубе, нижележащему ярусу грузу. Последнее может причинить ущерб, как волочимому грузу, так и тому, по которому его волочат; падение грузовых мест с автомобиля, вагона или верхнего яруса в складе, что может привести к повреждению содержимого и деформации тары; неправильный выбор грузозахватного приспособления, использование стальных стропов вместо растительных или ленточных, сеток (металлических или растительных) там, где это запрещено, и пр.; неправильная или небрежная застропка подъемов, в результате чего отдельные грузовые места могут сорваться с подъема и упасть вниз; отсутствие или несоответствие своему назначению прокладочной сепарации (недостаточная толщина досок, наличие острых углов, гвоздей и пр.), применяемой для хождения докеров, что может привести к повреждению укладываемого или уже уложенного груза.3. Повреждения вследствие неправильного размещения и укладки грузов могут иметь место, когда происходят: подмочка груза, воспринимающего влагу в результате его совместного размещения с грузом, ее испаряющим, или с грузом, из которого она вытекает или может вытечь; порча груза из–за восприятия постороннего запаха, которая может возникнуть при совместной укладке грузов, воспринимающих запах, с грузами, имеющими запах; раздавливание отдельных грузовых мест во время морского перехода (динамические нагрузки), из–за превышения допустимой высоты их укладки, укладки тяжелых грузов поверх более легких, недостаточного количества прокладочной сепарации и пр.;
сдвиг и/или трение недостаточно прочно закрепленных грузовых мест друг о друга, о выступающие металлические конструкции судового набора в результате вибрации, качки и ударов волн.
132. Несохранность грузов по вине перевозчика. Повреждения грузов могут возникать в результате нарушения перевозчиком обязанности предоставить судно, находящееся в мореходном состоянии. Это означает не только обеспечение технической годности судна к плаванию, но приведение грузовых помещений в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. При этом могут возникнуть следующие повреждения грузов: подмочка из–за просачивания воды в грузовые помещения вследствие плохого технического состояния судна (нарушение герметичности люковых закрытий или корпуса судна, в результате течи в трубопроводах или балластных цистернах и пр.); порча, происходящая при наличии на судне вредителей груза (грызунов или насекомых), а также возбудителей порчи – плесневых грибков и бактерий; порча груза вследствие восприятия постороннего запаха, идущего из льял из–за некачественной или несвоевременной их зачистки; порча груза из–за нарушения температурного, влажностного или вентиляционного режима перевозки вследствие нерабочего состояния судовых систем (рефрижераторной, кондиционирования, принудительной вентиляции и пр.).
133.несохранность из-за скрытых свойств груза и действия непреодолимой силы. Подмочка.
Повреждения или порча, явившиеся следствием проявления скрытых свойств груза, не известных перевозчику. Имеется ряд грузов, которые при определенных условиях, активно вступают в контакт с окружающей средой. 7. Повреждения в следствие действие непреодолимой силы. Непреодолимая сила (форс–мажор) – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, освобождающее, как правило, от имущественной ответственности за неисполнение договора или причинение вреда. К форс–мажорным обстоятельствам часто относится: война, стихийное бедствие, забастовка, постановления правительства и т.д. Подмочке подвержены все продовольственные грузы и многие не продовольственные грузы, причинами которой являются:атмосферные осадки (неправильное хранение);попадание воды в трюмы (шторм, неисправность);конденсация влаги;выделение влаги другими грузами.Предупреждение подмочки достигается: перевозкой грузов на технически исправных судах и хранение в соответствующих и исправных складах;соблюдением правил перевозки и перегрузки грузов;использованием подтоварников на складе (поддонов);умелым использованием судовых средств кондиционирования и вентиляции воздуха;правильным совмещением грузов выделяющих и поглощающих влагу.
134. Естественная убыль грузов и ее нормирование. Естественная убыль – уменьшение количества груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса перевозки и хранения. Нормы естественной убыли устанавливаются, если ее нельзя предотвратить, или затраты на предотвращение экономически не выгодные. Для сокращения естественной убыли массы прежде всего должен принимать меры грузовладелец, предъявляя груз к перевозке в более герметичной, малопроницаемой таре. Однако в ряде случаев, затраты на создание такой тары значительно превышают сумму экономии, которая может быть достигнута за счет предотвращения естественной убыли.Нормы естественной убыли устанавливаются на основе результатов проведения специальных научно–исследовательских работ или на базе статистической обработки отчетных данных с соответствующей корреляцией их. Основой нормирования являются средние величины естественных потерь грузов, возникших в нормальных (средних) условиях перевозки. Нормы устанавливаются государственными органами. В ряде случаев целесообразно пользоваться при конкретных перевозках согласованными договорными нормами (с учетом особенностей груза, проницаемости тары или упаковки, длительности и климатических условий морского перехода, конструктивных особенностей судов и др.), ориентируясь на действующие нормы естественной убыли.Нормы естественной убыли массы не применяются для грузов: в герметической упаковке (запаянная, залитая сургучом, смолой и пр.); жидких в стеклянной герметической упаковке; масла сливочного, маргарина и сыра плавленого, фасованных; консервов всяких в жестяной и стеклянной таре; сахара–рафинада в пачках и пищевых концентратов, хозяйственного мыла, упакованных в стандартную тару и поступающие в продажу без взвешивания; гигроскопических грузов, которые должны быть предварительно пересчитаны на одинаковое влагосодержание (при погрузке и при выгрузке);при наличии признаков хищения, просчетов, утерь и пр.
135.Недостача грузов. Причины и виды Недостача грузов – это уменьшение его количества за время морской транспортировки. Известны две формы недостачи грузов: либо уменьшается его вес (масса), либо не хватает целых грузовых мест. Наиболее распространенными причинами недостачи целых грузовых мест являются:просчеты тальманов при погрузке или при выгрузке;ошибки в грузовых документах;недогруз в порту отправления без отметки в грузовых документах;разрушение отдельных грузовых мест;падение грузовых мест в воду при перегрузочных операциях;хищение грузовых мест и пр. Недостача массы происходит, в основном, в результате его убыли.Убыль массы – это уменьшение массы груза за период транспортировки (или хранения), возникающее вследствие физических особенностей груза или биохимических процессов, происходящих в нем. Биохимические процессы характерны только для скоропортящихся грузов и зерновых. Решающее значение имеют физические особенности груза, которыми определяется характер и размер убыли массы вследствие: распыления, раструски, утечки, улетучивания и усушки груза. Распыление – это потеря порошкообразного груза через мельчайшие неплотности тары и упаковки, большей степени эти потери характерны для грузов в тканевых мешках. Распыление происходит при сотрясении и толчках в процессе перевозки и перегрузки. К распылению относят также уносимые ветром легкие фракции зернового груза при перегрузке его транспортерами или грейферами. Не следует путать с россыпью зерна, которая должна собираться, затариваться в мешки и сдаваться получателю. Раструска – то же явление, что и распыление, но применительно к таким грузам, как семена, зерно в таре и продукты его переработки. Утечка возникает как следствие диффузии жидкого груза в деревянных бочках. Он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь, понемногу просачивается наружу. При рассыхании клепки бочек потери такого рода увеличиваются во много раз. Интенсивность утечки зависит от свойств груза, плотности древесины, состояния бочек, параметров окружающей среды. Улетучиванию подвержены многие жидкие (нефтепродукты, спирты, смолы, эфиры) и некоторые твердые (нафталин, ментол, корица, ваниль и пр.) грузы. Улетучивание является неизбежным, необратимым процессом, если грузы, подверженные этому процессу, предъявляются к перевозке в негерметической таре. Улетучивание зависит от температуры, влажности и скорости воздуха, площади свободной поверхности. При улетучивание теряется не только масса, но и качество. Улетучивание твердых веществ – сублимация. Разновидностью улетучивания иногда считают диффузное испарение жидкостей, находящихся в деревянной таре. Усушка – это потеря массы вследствие испарения содержащейся в грузе влаги или летучих веществ. По некоторым грузам (зерно и пр.), но не по всем, при взаиморасчетах учитывается изменение влагосодержания груза за время перевозки. Чем выше влагосодержание груза, тем значительнее может быть размер усушки. Увеличению усушки способствуют высокая температура, низкая относительная влажность и интенсивность движения воздуха в грузовом помещении. Для гигроскопических грузов процесс может быть обратимым. Если влажность изменилась, массу пересчитывают (см. лаб. раб. 11).
Кроме убыли на качество влияет восприимчивость грузов к пыли и запахам.