Крестьянская реформа 1861г

Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли.

Правовое положение крестьян

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Права «свободных сельских обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение 1-ых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности.

Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. В 1881 г. царское правительство издано закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.

Сельское общество создавалось из крестьян, живших на земле одного помещика. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Органы крестьянского управления. Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского управления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных ниц. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю. Но они были обязаны предоставить крестьянам усадебную «оседлость», т.е. землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа («дарственный» надел). В результате помещики «отрезали» у крестьян 20% прежних крестьянских наделов. Помещики также имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой.

Формы крестьянского землевладения. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Это давало возможность царскому правительству и помещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечивать срывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-­участковый наследственный принцип владения землей.

Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам за выкуп, который крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму, которая потом взыскивалась с крестьян с процентами.

38. Земская, городская, финансовая, полицейская и военная реформы. 1864-1874гг.

После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в том числе и в системе местного самоуправления. В 1864 г. было приня­то Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. - Городовое положение.

Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по сословному принципу. Для крестьян был установлен очень сложный порядок выборов: трехстепенный - для выборов гласных в уездные земские собрания и четырехстепенный - в губернские.

И земские собрания (земства), и земские управы1 избирались на три г.. Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена. Как указывалось в Положении, к их ведению относились «местные хозяйственные пользы и нужды»: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и т.д. Земства были поставлены под контроль правительственной администрации, имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам. Но, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению вопросов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохранения и просвещения.

Городовое положение 1870 г. вводило новое городское самоуправление: юродское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу во главе с городским головой.

Выборы в городскую думу строились на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались плательщики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари и многие другие к выборам не допускались. Положение и компетенция юродских органов самоуправления определялись одинаково с земскими. Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились под постоянным контролем со стороны администрации - органов министерства внутренних дел, губернаторов.

Но, несмотря на ограниченность прав земского и городского самоуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число гласных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В годы реакции (80-90-е годы XIX в.) были приняты контрреформы, направленные на достижение указанной цели.

ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА

В связи с подготовкой и проведением крестьянской реформы были созданы Крестьянский и Дворянский банки. В1860 г. был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих банков.

Произошло упорядочение государственных финансов: был введен единый общегосударственный бюджет (роспись государственных доходов и расходов). Все денежные средства государства концентрировались в Государственном банке, который принимал вклады, давал ссуды, учитывал векселя и т.д. Была отменена подушная подать, введенная еще Петром I для крестьян и мещан, и заменена налогами; отменены винные откупа и введена свободная продажа водки, но с уплатой акциза в казну. Были введены акцизы на многие предметы широкого потребления. Позднее вновь была установлена государственная монополия на винно-водочные изделия.

В конце XIX в. осуществлялись меры, направленные на укрепление денежной системы. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото (введены золотые рубли).

В основу таможенной политики государства была положена покровительственная система, долженствующая содействовать развитию российской экономики.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.

В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом. В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников, в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции ис­полнительной и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей. России). Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов. Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в ре­волюционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1864-1874 гг.

Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853 -1856 гг., обнаружившей полную непригодность вооруженных сил России, прямо связанную с общей отсталостью страны.

На первом этапе военной реформы (начиная с 1864 г.) срок службы рекрутов был сокращен до 15 лет, несколько улучшено техническое оснащение армии и т.п. 1 января 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводил всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производился ежегодно по жребию (т.к. число подлежащих призыву превышало потребность в людях).

Реформа давала преимущества лицам, получившим образование, вводила некоторые льготы с учетом семейного положения тех или иных лиц.

Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище и принадлежавшими к дворянскому сословию.

В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую. Но, многие феодальные пережитки, - это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами (муштра, рукоприкладство), телесные наказания, сохранявшиеся в армии долгое время после Указа 1863 г., отменившего их применение по судебным приговорам.

В результате военной реформы была упорядочена и пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри с фаны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.

В конце XIX в. - начале XX в. усилилось использование армии для подавления народных выступлений. Так, командующий войсками должен был оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: