В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость:
-в ликвидации неграмотности,
-в подготовке кадров,
-в повышение культурного уровня трудящихся.
На пути осуществления стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции; отсутствие материально-технической базы;
В апреле 1924 в Каз АССР было организованно общество «Долой неграмотность». В 1921-27 г в республике обучалось около 200 человек. В 28 каз. письменность была переведена с арабской графики на латинскую, а 40 письменность переведена с латинского на кириллицу. В мае 1926 СНК республики принял «устав единой трудовой школы Казахской АССР», открылись школы для девушек-казашек. Также была помощь учащимся в виде: расширение сети интернатов и общежитий; выдача стипендий; бесплатного становления учебниками, пособиями, обувью одеждой, транспортом, также активное участие в создании учебников на родном языке приняли: Байтурсынов, Аймауытов, Сатпаев, Букейханов.
20-30г период становление науки, литературы, искусства. Крупными центрами изучения истории стало общество изучения К-на.
Особое место в литературе занимает поэзия, проза, драматургия. Развивалась также художественная самодеятельность. Например в Оренбурге, Верном возникли клубы, народные дома, хоровые кружки, театры, пьесы. Зтаевич записал более 2300 народных песен, кюев сборник «1000 песен киргизкого народа». 1926 открылась первый казахский театр в Кызылорде первая пьеса «Енлик-Кибек»