Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства

Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

По своей сущности розыскная деятельность или раньше ее называли розыск (сыск) является ответвлением от разведывательной деятельности, проводимой для выяснения планов противника.

При возникновении государства разведка получила статус официального направления и использовалась первоначально, в основном, против внешнего противника. Исходя из того, что у государства помимо внешних врагов всегда имелись также внутренние, отдельные формы разведки стали использоваться в борьбе и с ними. В последующем эти формы видоизменялись применительно к су­ществующим условиям и приобрели специфические черты, т. е. была выработана особая тактика, характерная лишь для борьбы с внутренними врагами.

Об эффективности оперативно-розыскной деятельности говорит хотя бы тот факт, что в настоящее время с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов раскрывается до 60% неочевидных преступлений.

Продолжительное время в специальной литературе для обозначения данной деятельности употреблялись различные термины: «негласная работа», «уголовно-розыскная работа», «уголовный сыск», «оперативная работа».

В настоящее время специфика оперативно-розыскной деятельности находит свое отражение в законодательных актах. Так, ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») оперативно-розыскная деятельность уже определяется как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В приведенном определении можно выделить следующие присущие оперативно-розыскной деятельности признаки, определяющие ее сущность и отличающие от других мер, применяемых государством по борьбе с преступностью:

- оперативно-розыскная деятельность осуществляют только специально на то уполномоченные государством органы и их сотрудники. Исчерпывающий перечень таких государственных органов приведен в ст. 13 ФЗ «Об ОРД»;

- в оперативно-розыскной деятельности используется система специальных мероприятий. Исчерпывающий перечень таких мероприятий приведен в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»;

- оперативно-розыскные мероприятия проводятся гласно и негласно с существенным преобладанием последних;

- оперативно-розыскная деятельность проводится лишь с целью борьбы с преступностью.

Помимо обозначенных в качестве присущих оперативно-розыскной деятельности признаков следует указать также:

- оперативно-розыскные мероприятия носят непроцессуальный характер, хотя внешне некоторые из них схожи с процессуальными действиями;

- оперативно-розыскная деятельность имеет особый порядок правового регулирования (наряду с законами действуют ведомственные нормативные акты);

- оперативно-розыскная деятельность имеет особое делопроизводство (все материалы, отражающие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности имеют гриф ограничения использования);

- разведывательно-поисковый характер как наиболее важный признак, определяющий сущность оперативно-розыскной деятельности.

Раскрывая сущность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, необходимо так же отметить, что она осуществляется в четырех организационно-тактических формах:

- оперативный поиск;

- оперативно-розыскная профилактика;

- оперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса;

- оперативная разработка.

Оперативный поиск направлен на получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес (подразумевается информация о деятельности лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления).

Оперативно-розыскная профилактика направлена на выявление лиц, подготавливающих преступления, с целью оказания на них предупредительного воздействия.

Оперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса проводится в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в целях нейтрализации их противодействия уголовному процессу.

Оперативная разработка проводится в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, в целях сбора сведений, могущих служить источниками доказательств.

Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

Целями оперативно-розыскной деятельность, в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об ОРД» являются:

- защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина;

- защита собственности;

- обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из понятия ОРД логически вытекают стоящие перед ней задачи (определенные законодателем и ведомственными нормативными правовыми актами круг вопросов, решение которых предполагает использование негласных сил, средств и методов в целях борьбы с преступностью), изложенные в ст. 2 закона «Об ОРД»:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, — важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Показывая сущность раскрытия преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств, следует помнить, что их правильное применение позволяет своевременно:

- выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел; условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению:

- устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, как задача ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности.

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих ОРД в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие: выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, и внесение предложений для принятия мер по их устранению.

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих, наказание (ст.84 УИК РФ), являются:

- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Всю систему принципов оперативно-розыскной деятельности в научной литературе условно делят на две группы:

- принципы определенные законодателем;

- принципы выработанные практикой деятельности оперативных подразделений.

Статьей 3 ФЗ «Об ОРД» определены четыре принципа, два из которых относят к общеправовым (конституционным) и два специальным (отраслевым). В качестве первого общеправового принципа обозначен принцип законности. Законность предопределяет соблюдение и исполнение всеми должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, норм Конституции России, законов и иных нормативных актов.

Гарантиями данного принципа выступают:

- использование законодателем запрещающих норм. Так, в частности, ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» запрещает осуществлять оперативно-розыскную деятельность для решения частных задач, не предусмотренных законом, а ч. 8 ст. 5 запрещает проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах политических партий и объединений, принимать негласное участие в работе органов власти, политических партий в целях оказания влияния на характер их деятельности, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну без согласия граждан;

- установление судебного контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);

- прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Ст. 21 ФЗ «Об ОРД» регламентирует порядок такого надзора;

- ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 22 ФЗ «Об ОРД»).

В качестве второго общеправового указывается принцип уважения и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, который означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям.

В соответствии с данным принципом:

- недопустимо ограничение конституционных прав и свобод законопослушных граждан из числа близких связей правонарушителей;

- признаются права преступников (объектов оперативно-розыскной деятельности). Так, ограничение их конституционных прав на основании судебного решения, установление законодательной процедуры их ограничения;

- наделяются особыми правами лица, оказывающие конфиденциальное содействие (право на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об ОРД»), на правовую защиту (ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об ОРД»), на физическую защиту (ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об ОРД»), на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об ОРД») и рядом других специфических прав;

- устанавливается равенство всех перед законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);

- устанавливается порядок (процедура) восстановления нарушенных прав (ст. 5 ФЗ «Об ОРД»).

Конспирация является основным специальным принципом оперативно-розыскной деятельности, отражающим ее специфический разведывательный характер, и отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Она заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность организуется таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от лиц, совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Конспирация означает:

- необходимость и правомерность использования тайных приемов и методов, адекватных действиям преступников (введение в заблуждение, использование документов прикрытия, имитация преступной деятельности);

- установление для должностных лиц запрета на разглашение сведений о лицах, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, оказывающих конфиденциальное содействие (ст. 12 ФЗ «Об ОРД»);

- ограничение доступа к информации, отражающей результаты оперативно-розыскной деятельности;

- отнесение ряда сведений к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 12 ФЗ «Об ОРД»). К таковым отнесены: силы, средства, источники и методы оперативно-розыскной деятельности; планы и результаты оперативно-розыскной деятельности; сведения о лицах, внедренных в преступные группы, штатных негласных сотрудниках, конфиденциальных сотрудниках; организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность оперативно-розыскной деятельности. Так, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности применяются, главным образом, негласные средства и методы, осуществляются негласные мероприятия. Однако в определенных ситуациях они сочетаются с гласными, если добиться результатов только негласными или только гласными методами нельзя.

Данный принцип отражает:

- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности;

- необходимость наряду с негласными оперативно-розыскными мероприятиями проведения гласных приемов в целях создания условий для процессуальной проверки оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме законодательных принципов в ведомственных нормативных актах и в специальной литературе выделяют принципы практики оперативно-розыскной деятельности:

- принцип плановости, в соответствии с которым, предусматривается составление планов по делам оперативного учета, оперативно-розыскным мероприятиям и т. д.;

- принцип наступательности, сущность которого проявляется в способности оперативных подразделений опережать действия преступников по подготовке и совершению преступлений, сокрытию следов;

- принцип прогнозирования оперативной обстановки, предполагающий своевременное внесение соответствующих корректировок в планы проведения оперативно-розыскных мероприятий, определение направления борьбы с преступностью с учетом новых видов преступлений, ранее неизвестных органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- принцип взаимодействия, который проявляется в согласованных, хорошо отлаженных действиях сил и средств субъектов оперативно-розыскной деятельности;

- принцип адекватности (соразмерности), означающий, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно.

Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности

Деятельность оперативных подразделений находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в различной мере затрагивает интересы всех ее членов и сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, средств и методов ОРД. Применение правоохранительными органами мер принуждения и проведение мероприятий, ограничивающих права личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании каждого гражданина.

Мораль играет прежде всего охранительную роль, способствует формированию общественного мнения, осуждающего противоправные действия, создающего обстановку нетерпимости к совершенному преступлению. Кроме того, она определяет нравственные требования, применимые к личности самого оперативного сотрудника.

Предоставление сотрудникам органов, осуществляющих ОРД, не только правовой, но и моральной санкции на проведение различных оперативно-розыскных мероприятий налагает на них обязанность как соблюдения законности, так и соотнесения своих действий с нравственными требованиями, предъявляемыми к поведению сотрудников правоохранительных органов.

Значение морально-этических принципов в сфере ОРД обусловлено тем, что правовые нормы не могут всесторонне регулировать поведение каждого участника данного процесса. Использование негласных средств и методов в оперативно-розыскной деятельности вызвано объективной потребностью предупреждать криминальные процессы на ранних стадиях и раскрывать преступления. В ряде случаев без проведения оперативно-розыскных мероприятий крайне затруднительно раскрыть наиболее тяжкие преступления и изобличить организованные преступные группы.

В данном аспекте оперативно-розыскная деятельность не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая является наиболее яркой формой аморализма. В случаях, если преступление не раскрыто и преступник не изобличен, остается бессильным не только право, но и то, что нормы нравственности, будучи грубо нарушенными, также лишены возможности быть реализованными, пока не восстановлена справедливость и преступник не понес заслуженного наказания. Поэтому, учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, такая деятельность признаётся эффективным средством утверждения в обществе моральных норм.

Вместе с тем признание ОРД законной еще не делает ее нравственно допустимой. В этом случае определенными критериями действий оперативных работников с точки зрения общественной морали могут выступать предписания, содержащиеся в морально-этических принципах.

Данные принципы отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Они воспринимаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым строго обязательно во всех жизненных ситуациях. Применительно к ОРД основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.

Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческих достоинств. Гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между оперативными сотрудниками и гражданами. Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности заключается в ее сущности, которая выражается в обеспечении социальной стабильности, заботе о благе человека, уважении его достоинства и выявлении деяний, противоречащих интересам общества и личности.

Принцип гуманизма в ОРД запрещает выполнять действия или выносить решения, унижающие достоинство человека, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические и нравственные страдания.

Принцип справедливости - важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения. Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение приобретает в правовой сфере, поскольку она регулирует наиболее значимые общественные отношения. В общем понимании справедливость предполагает равные права граждан перед законом.

Справедливость предусматривает соотношение между практической деятельностью оперативного работника и его служебным положением, между его личными заслугами и их общественным признанием, между его правами и обязанностями.

Принцип коллективизма является обязательным для успешной организации оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде. Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от коллектива его сотрудников, их целеустремленности и единства действий. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплину.

Принцип сознательности означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания нравственных требований общества, интересов граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскных отношений. Сознательность предполагает осознание цели, во имя которой должны совершаться поступки, и является основой убежденности человека в правоте того дела, которое он защищает.

С точки зрения морально-этических основ к ОРД возможны два подхода. С одной стороны, эту деятельность можно рассматривать как необходимое средство борьбы с преступностью на современном этапе. Моральным или аморальным оно становится, когда получает нравственную оценку и употребляется в интересах определенной группой людей для достижения определенных целей.

Соответственно с позиции морально-этических принципов аморальным является применение этого средства в отношении невиновного человека и высокоморальным - в интересах общества против опасного преступника. С другой стороны, оперативный работник осмысливает действительность, самого себя и понимает, что подозреваемый (противник) действует противозаконно, безнравственно, изощренно и часто замаскированно. Отсюда необходимость применения оперативным работником специальных сил и средств, конспирации, различных тактических приемов, хитрости, что присуще всякому виду борьбы.

К числу этических можно отнести вопрос о пределах информирования населения через печать, радио, телевидение об обстоятельствах личного свойства, касающихся преступников, потерпевших, подозреваемых и других лиц, имеющих отношение к преступлению. В процессе его раскрытия может сложится ситуация, при которой возникнет необходимость обнародовать некоторые обстоятельства личной жизни, интимных отношений, склонностей человека, наличие у него психического или венерического заболевания.

При этом предание гласности этих сведений, с одной стороны, может способствовать быстрому раскрытию преступления и установлению виновного, а с другой - нанести серьезную моральную и даже психическую травму конкретному человеку или лицам из его окружения. Кроме того, это может отрицательно отразиться на общественной морали, исповедующей принципы гуманизма, добра, защиты личной жизни человека.

К числу важных проблем морально-этического свойства можно отнести вопрос о дезинформации подозреваемого при использовании средств массовой информации. Ведь, дезинформируя конкретное лицо, оперативные аппараты влияют на формирование общественного мнения, поскольку объектом такого воздействия становится численно большая аудитория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: